Курсовая работа: Сущность и структура естествознания
План
Введение
Возникновение науки и основные этапы её развития
Особенности современной науки как вида деятельности
Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания
Структура науки как системы знания
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Вопрос о том, что представляет собой наука , чем она отличается от других сфер современной культуры, например от техники или искусства, каковы ее структура и роль в обществе , занимает одно из центральных мест в рассуждениях философов 20в. именно потому, что сама наука в этом столетии приобрела решающее значение в жизни человеческого общества. С момента своего появления она выступала теоретической базой таких областей человеческой деятельности, как производство, техника и технология. Благодаря этому она делает нашу жизнь более комфортной, яркой и более долгой. Однако она сделала ее и более опасной, потому что во много раз увеличила разрушительную мощь человека. Благодаря науке, время стало течь быстрее, мир вокруг нас стал меняться быстрее. Мы уже не поспеваем за ним, не успеваем меняться синхронно с ним. В настоящее время во многих странах наука оказалась одной из самых развитых форм культуры, вследствие чего люди стали преувеличивать ее роль в жизни и принижать роль других форм культуры (искусства, морали и т.д.). Научное знание стали считать высшей ценностью, непререкаемым авторитетом.
Между тем, наука исторически изменчива и качественно, и количественно: меняется понимание того, чтo есть наука, формы научной деятельности, формы организации науки, увеличивается количество наук (в современном мире их насчитывается около 2000). Изменения носят не постепенный (эволюционный) характер, а внезапный (революционный). Как отметил известный американский историк и философ науки Томас Кун (1922-1996), некоторое время в "нормальной науке" имеет место простое приращение новых знаний (наука развивается кумулятивно), но в какой-то момент происходит научная революция - полная замена всей системы научного знания другой системой. А изменение системы научного знания влечет за собой изменение представлений людей о мире и самих себе.
Предпоследняя научная революция, разразившаяся на рубеже XIX -ХХ веков, внесла принципиальные изменения в науку и в мировоззренческие представления научного сообщества, но практически не повлияла на обыденное мировоззрение большей части человеческого сообщества. Обыденное мировоззрение людей формируется школьным образованием, а в средней школе изучаются главным образом классические науки, сложившиеся в XVII - XVIII вв. и определяющие соответствующее им видение мира, человека и общества, потому что школьное образование не успело еще "переварить" сложные неклассические и постнеклассические научные теории ХХ века. Вот и получается, что в начале X Х I века большинство людей представляют себе мир так же, как люди, жившие 200-300 лет назад.
На обыденном уровне складываются и неадекватные представления о самой научной деятельности. Причины этого в том, что, содержание школьных предметов не включает рассмотрения философских вопросов самой науки: о ее возможностях, ограничениях и средствах. В школе мы всегда имеем дело с готовыми результатами (знанием), поэтому даже не задумываемся о том, как, собственно, эти результаты получаются, на каких основаниях, почему мы должны им доверять? В результате мы не только запоминаем написанное в учебниках, но и стихийно приобретаем наивно-реалистическое представление о науке как источнике абсолютного и объективного знания, отвечающего на все вопросы, как высшем арбитре, способном разрешить все противоречия.
Система высшего образования призвана обеспечивать человека адекватными знаниями, позволяющими ему вписываться в преобразуемый людьми мир, адаптироваться к происходящим изменениям, прогнозировать дальнейшее развитие жизни и свое место в ней.
Классическая наука изучала мир, существующий независимо от человека, объективный. Она делала акцент на исследовании объектов самих по себе и полагала, что знания являются отражением действительности, копиями вещей и отношений между ними. Современная наука признала зависимость достоверного знания от познающего человека и невозможность объективного знания. Она все больше акцентирует внимание на инструментальном характере знаний, на месте человека в создаваемом им мире, на роли открываемых ею истин в жизни человека. Это заставляет говорить о гуманитаризации ("очеловечивании") современной науки .
Неадекватные представления о науке, недостаточное использование ее результатов, послужившие причиной разрыва между уровнями понимания мира учеными и всеми остальными, потребовали перестройки содержания образования и его гуманитаризации вслед за наукой.
КСЕ – не самостоятельная наука, а учебная дисциплина. Она представляет собой объединение (синтез) современных естественнонаучных концепций, причем той их части, которая имеет мировоззренческое содержание, гносеологии - философской теории познания, философии и методологии науки иистории науки
Возникновение науки и основные этапы её развития.
В обыденном языке слово "наука" употребляется в нескольких смыслах и обозначает:
-систему специальных знаний; -вид специализированной деятельности -общественный институт (совокупность специализированных учреждений, в которых люди либо занимаются наукой, либо готовятся к этим занятиям).
Наука во всех трех смыслах существовала не всегда, а привычное нам экспериментально-математическое естествознание появилось не везде. Различия форм науки, существовавших в локальных культурах, породили в специальной литературе проблему определения понятия науки.
На сегодняшний день существует много таких определений. Одно из них приводится в учебнике "Концепции современного естествознания" под ред. профессоров В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова: "Наука – это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и естественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности" . В Новой философской энциклопедии наука определяется проще: "Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире" ../../../../Application Data/Microsoft/Word/Папка для студентов БУА и А/Эл.учебники/КСЕ/Html/Литература.htm - 58
Наука как особый вид деятельности отличается от других видов деятельности пятью главными характеристиками: 1) систематизацией знаний; 2) доказательностью; 3) использованием специальных методов (исследовательских процедур); 4) кооперацией усилий профессиональных ученых; 5) институционализацией (от лат. institutum – "установление", "учреждение") - в смысле создания специальной системы отношений и учреждений. Эти качества познавательная деятельность человека приобрела не сразу, а значит, наука тоже появилась не в готовом виде. В развитии познания, завершившемся возникновением науки, выделяют три этапа:
Первый этап, как полагает И. Т. Касавин, начинается примерно 1 млн. лет назад, когда предки человека оставили тропический коридор и стали расселяться по Земле. Изменившиеся условия обитания заставили их приспосабливаться к ним, создавая культурные изобретения. Предгоминиды (предчеловекоподобные) начинают использовать огонь, производить орудия труда и развивать язык как средство общения. Знание на этом этапе получалось как побочный результат практической деятельности. Так, при изготовлении, например, каменного топора кроме основного результата - получения топора - имел место и побочный результат в виде знания о видах камня, его свойствах, способах обработки и т.д. На данном этапе знание не осознавалось как нечто особенное и не рассматривалось как ценность.
Второй этап эволюции познавательной деятельности начинается с возникновением Древних цивилизаций 5-6 тысяч лет назад: Египетской ( IV тыс. до н. э.), Шумерской, Китайской и Индийской (все – в III тыс. до н. э.), Вавилонской ( II тыс. до н. э.). На втором этапе знание начинает осознаваться как ценность. Оно собирается, записывается и передается из поколения в поколение, но познание пока еще не считается особым видом деятельности, оно все еще включено в практическую деятельность, весьма часто – в культовую практику. Монополистами такого знания почти повсеместно выступали жрецы.
На третьем этапе познание выступает в форме специализированной деятельности по получению знания, то есть в форме науки. Начальная форма науки – древняя наука – мало похожа на науку в современном смысле этого слова. В Западной Европе древняя наука появляется у греков в конце VII в. до н. э. вместе с философией, долгое время не отличается от нее и развивается вместе с ней. Так, первым математиком и философом Греции называют купца Фалеса (около 640-562 гг. до н. э.), занимавшегося также политикой, астрономией, метеорологией и изобретательством в области гидроинженерии. Древнюю науку нельзя считать вполне "наукой", потому что из пяти названных нами специфических черт науки у нее были только три (доказательность, систематичность и исследовательские процедуры), да и то в зачаточном состоянии, остальные пока отсутствовали.
Греки были чрезвычайно любознательным народом. Отовсюду, куда забрасывала их судьба, они привозили тексты, содержащие преднаучные сведения. Их сравнение обнаружило несовпадения и поставило вопрос: а что же истинно? К примеру, вычисления математических величин (таких, как число p ) жрецами Египта и Вавилона приводили к существенно различающимся результатам. Это было вполне естественным следствием, так как восточная преднаука не содержала системы знаний, формулировок фундаментальных законов и принципов. Она представляла собой конгломерат разрозненных положений и решений специальных задач, без каких-либо рациональных обоснований выбранного способа решения. К примеру, в египетских папирусах и клинописных таблицах из Шумера, содержащих вычислительные задачи, они излагались в форме предписаний и лишь иногда сопровождались проверкой, которую можно считать своеобразным обоснованием. Греки выдвинули новые критерии организации и получения знания – системность, доказательность, использование надежных познавательных методов, - которые оказались чрезвычайно продуктивными. Вычислительные вопросы стали в греческой науке второстепенными.
Первоначально в Древней Греции не было деления на различные "науки": разнохарактерное знание существовало в едином комплексе и называлось "мудрость", затем примерно в VI - V вв. до н. э. оно стало называться "философия". Позже от философии начинают обособляться различные науки. Они отделялись не одновременно, процесс специализации знания и обретения науками статуса самостоятельных дисциплин растянулся на многие века. Первыми оформились в самостоятельные науки медицина и математика.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--