Курсовая работа: Сущность и значение исполнительной власти в системе государственной власти

Дальневосточный государственный Университет

Юридический институт

Заочный факультет

Кафедра государственного

и административного права

Сущность и значение исполнительной власти в системе государственной власти

Курсовая работа

Студентки II курса

4 семестр заочного факультета

юридического института ДВГУ

Луниной Ирины Николаевны

Научный руководитель: ассистент

Буйначева Татьяна Александровна

Владивосток

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Государственное управление, сущность и особенности.

2. Механизм исполнительной власти.

3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

Заключение.

Список литературы.

В В Е Д Е Н И Е

В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от термина государственное управление , который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть , актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти и рассматривается взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 г., и действующего российского законодательства, в т.ч. Указа Президента РФ от 14.08.96 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти», а также исследований данной проблемы в зарубежной и отечественной литературе, где наибольший интерес представляют работа Г. Брэбана «Французское административное право», статья А. Ф. Ноздрачева «Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 г.» (Государство и право. 1996. № 3) и научно-практическое пособие доктора юр. наук профессора Ю. Ф. Тихомирова «Исполнительная власть в Российской Федерации».

Для наглядной иллюстрации взаимосвязи между различными звеньями государственного управления, структуры и механизма исполнительной власти использованы схемы из альбома А. П. Коренева и Д. Ф. Богатова «Административное право».

1. Государственное управление, сущность и особенности.

Термин госуд арстве нное управление ш ироко используется в оте­чественной и зарубежной научной литературе. Более 70 лет он у потреблялся и в России, давая тем самым конституц ионн ые основания дл я выделения данного вида госу­дарствен ной деяте льности.

Конституция Российской Феде рации 19 93 го да отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин — исполнительная власть. В соответствии со ст. 10 Конституц ии Российской Федерации 1993 г. государственная власть осуществляется на о снове разделения на законодател ь­ну ю, исполнительную и судебную. Эти три ветви государственной власти самостоятельны, не подчинены друг другу, однако должны находиться во взаимосвязи и взаимодействии. Разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти способствует достижению взаимного сдерживания и равновесия между этими функциями, каждая из которых должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.

Соответ ственно в рамках госуд арстве нной деятельности происх одит «разделение тру­да» по осуществлению государственных задач и функций. До 80-х годов оно предпо­л агало , что и находило свое конститу ционное выражение в Конституции РСФСР 1978 г., выделение органов государственной законодательной власти ( так наз ывались Советы все х уровней), о рганов государствен ного управле ния и с удебных органов. [1] Каждый из ни х был призван осу ществлять тот или иной вид государственной дея тельности (законодательную, исполнительную и административную, судебную соответственно).

Место и роль государствен ного управления в мех анизме «раздел ения труда» определялись след ующ им и харак теристиками:

- исполнительно-распорядительным характером ;

- наличием специальных субъектов, обобщенно обо знач аемыхкак исполнительно-распорядитель ные орга ны государств енной власти или орг аны государственного у правл ения;

- непосредственным оперативнымруко­водством хозя йственной, социально - культурной и административно - политической деятельностью ( непосре дственность так ог о рукоьодства обусловлена тем, что и менно в веден ии органов государственн ого управления нах одилась основная масса объ ектов собственности, выраж ая тем самым качество государст ва к ак собственника основн ых средств производства);

- по дза кон ностью, т. к. государственное управление осуществляется на основе закона, вторично по отношению к законод ательной д еятельност и.[2]

Такова обобщенн ая характери ст ика государственного управле ния, к ко то рой можно добавить и не кот орые иные специфические его приз наки, в числе которых:

- вертикальность (субординационность, ие рарх ичност ь) систем ы исполнит ельн о-распоряд ите льных органов; реали зац ия принадлежащих этим субъ ектам юридически-вл астных полномочий в административном, т.е. во внесуде бном порядке;

- предусмотренная действуюшим законодательством воз мож ность администротивного правотворчестоа (сочетание правоприменения с правоустановлением);

- вклю чение в ме ханизм ( систему) государственного управ­ления не то лько исполнительно-распорядительных органов, но и все х иных зве ньев управленческого аппарата (н апример, админист рации государственных предприятий) и т.п. [3]

Таким образом, приведенные характерные признаки государственного управления позво ляют сделать следующие выводы:

- Во-первых, государственное уп­рав ление и осуще ствляющи е его функции государственные органы ест ь с оставная час ть единого мех анизма государственной власти.

- Во-вто рых, государственное управление различными сторонами государственной и общественной жиз ни не является исклю чител ьной функц ией исполнительного аппарата госуд арства . В это м проц ессе активно участву ют и други е субъекты е диной государственной власти при осуществлении ими организационных или управленческих функций. При этом главное в соде рж ании управля ющего возд ейс твия сост оит не столько в принятии соо тв етств ующ их решений (например, законов), а в их реализ ации, т.е. в строгом проведении в жизнь со держ ащихся вних юридически -вла стных требований, а эт о и есть процесс исполне ния. При зтом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответ­ствующего решения — з аконодате льный либо исполнительно-распо-рядительный орган. Государственное управление может быть присуще и общественным организациям или их органам в случае делегирования им исполнительно-распорядительных полномочий со стороны государства, также как и судебным органам, например, председателям суда при руководстве судом.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 130
Бесплатно скачать Курсовая работа: Сущность и значение исполнительной власти в системе государственной власти