Курсовая работа: Территориальная организация власти в России: история и современность
Введение
1..................................................................... Формирование власти в России в IX-XVII вв. 4
1.1.............................................................................................. Раннефеодальное государство 4
1.2.............................................................................. Феодально-раздробленное государство 5
1.3................................................................................. Московское княжество в XIII-XV вв. 6
1.4............................................................................... Сословно-представительная монархия 6
2...................................... Территориальная организация власти в России в XVIII-XIX вв. 7
2.1......................................................................... Формирование системы власти в XVIII в. 7
2.2.................................................................................... Эволюция системы власти в XIX в. 9
3................................................... Территориальная организация власти в Советское время 11
4............................................... Территориальная организация власти современной России 13
4.1. Проблемы организации территориальной власти в современной России, разграничение
полномочий и предметов ведения........................................................................................ 13
4.2...... Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации 15
4.2.1. Законодательная власть .................................................................................... 16
4.2.2. Исполнительная власть ...................................................................................... 16
4.2.3. Судебная власть .................................................................................................. 18
5................................................................................ Организация местного самоуправления 18
Заключение
Россия на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная федеративная республика. Государство во все времена осуществляет свою власть на всей территории посредством государственных органов. Органы государственной власти являются одним из каналов осуществления власти, кроме того, существует и другой канал — органы самоуправления. Естественно, что на протяжении столь длительного исторического периода в государстве не могла постоянно действовать одна система органов власти. Но на определенных исторических отрезках прослеживается преемственность в системе территориальной организации органов власти.
Территориальный принцип управления, имеет целью приближение органов власти к населению и управляемым территориям. Территориальное управление и организация территориальной власти федеративного государства отождествляется с управление в административных границах ее субъектов и отчасти местного самоуправления. Система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится в России в соответствии с политико-территориальным и административно-территориальным устройством. До 1917 г. в административно-территориальном отношении Россия была унитарным государством. Существовали в тот период только территориально-административные единицы, политико-территориальные — отсутствовали. В основных чертах это административно-территориальное деление сложилось в XVIII в. благодаря реформам Петра I, способствующих упорядочению территориальной организации государства. Страна была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое административно-территориальное деление служило основой для осуществления управления и организации системы власти на местах. К концу XVIII в. число губерний увеличилось до 20 как за счет расширения территорий России, так и путем разделения некоторых старых губерний. В системе административно-территориального деления было выделено новое, промежуточное звено, — провинции в количество 50 единиц. Укрепление централизованной власти и усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40 губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система административно-территориального деления существенных изменений не претерпела. С присоединением к России новых территорий создавались новые губернии и уезды, которые позднее разделились на более мелкие единицы — волости. В начале XX в. количество губерний достигло 68, а уездов — 687. Кроме того, на окраинных территориях образовалось 14 областей на правах губерний.
В годы советской власти административно-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена новыми административно-территориальными единицами область (край) — район. Система органов государственной власти строилась в соответствии с политико-территориальным делением (которое включало 15 союзных республик) и административно-территориальным делением союзных республик, в состав которых входили национально-политические образования (в виде автономных республик, автономных областей и автономных округов). В России установилась не имеющая аналогов в мире система органов государственной власти, на основе принципа полновластия и верховенства Советов, исключающая принцип разделения властей.
После распада СССР перед Россией встала сложная задача реформирования российской государственности, выстраивания новой системы территориального управления. Территориальное управление в современной России осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. То есть территориальное управление представляет собой деятельность федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления по руководству на данной территории. Основу государственного управления составляет организация системы органов власти, закрепленная нормами конституционного и административного права. Через эти органы власти осуществляется активное влияние государства на экономические и социально-культурные процессы.
Многообразие региональных проблем, их специфика и своеобразие предполагают особенности социально-экономического развития и задач, стоящих перед органами власти на конкретных территориях. Эти обстоятельства неизбежно влияют либо на систему органов власти, либо на их структуру, состав функций и полномочий. Не смотря на специфику территориальной организации власти на территории Российской Федерации, ее организация не должна противоречить Конституции и законодательству Российской Федерации.
1. Формирование власти в России в IX-XVII вв.
Русь на протяжении IX-XVII вв. прошла четыре важнейших этапа развития государственной власти:
· раннефеодальное государство, с неразветвленной великокняжеской властью и большим количеством свободных землевладельцев;
· феодально-раздробленное государство, характеризовавшаяся замкнутостью регионов, распадом единой территории и различными системами власти;
· централизованное государство, представлявшее собой механическое объединение некогда разрозненных земель под властью сильного монарха, но имевшего сильную оппозицию в лице региональной власти;
· сословно-представительная монархия, отличавшаяся укреплением социальной опоры трона, формированием предпосылок абсолютной монархии.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--