Курсовая работа: Традиционная теория силлогистики

1. Характеристика типов высказываний по их модальности………...3

2. Общие отношения между высказываниями………………………..5

3. Простой категорический силлогизм………………………………..10

4. Правила силлогизма…………………………………………………13

5. Фигуры и модусы силлогизма………………………………………16

6. Критика Я. Лукасевичем традиционной силлогистики …………..23

7. Основные различия между традиционным и аристотелевским силлогизмом………………………………………………………….26

8. Задачи и упражнения для закрепления теории традиционной силлогистики…………………………………………………………28

9. Заключение.…………………………………………………………..29

10. Список литературы ………………………………………………….30

Характеристика типов высказываний по их модальности

1. Проблематические —«S, вероятно, есть Р». «Илиада есть, вероятно, продукт коллективного творчества». В проблематическом суждении соединение подлежащего со сказуемым и разъединение подлежащего от сказуемого выставляется просто как известное предположение.

2. Ассерторические — «S есть Р». «Киев стоит на Днепре», «вода состоит из водорода и кислорода».

3. Аподиктические — «S необходимо должно быть Р». Например, «две прямые линии не могут замыкать пространства».

Анализируя приведённые примеры, мы видим, что проблематическое суждение характеризуется некоторым ограничением связи между подлежащим и сказуемым (утверждается вероятность, возможность); об ассерторическом суждении связь подлежащего со сказуемым утверждается решительно, без колебания (утверждается действительность какого-либо факта); в аподиктическом суждении утверждение получает характер необходимости.

На первый взгляд различие между суждениями ассерторическими и аподиктическими не совсем ясно. Кажется, что оба они обладают одинаковой достоверностью и что поэтому между ними нет различия; на самом же деле между ними различие очень большое. Суждения ассерторические утверждают нечто действительно существующее, в этом смысле нечто вполне достоверное, но всегда можно мыслить и обратное тому, что утверждается в ассерторическом суждении; что же касается аподиктических суждений, то никоим образом нельзя мыслить противоречащих им суждений. Например, если я возьму ассерторическое суждение «Киев стоит на Днепре», я могу мыслить Киев стоящим не на Днепре, а, например, на Неве; если же я возьму аподиктическое суждение «две прямые линии не могут замыкать пространства», то я не могу мыслить иначе, я не могу мыслить, чтобы две прямые замыкали пространство. Аподиктическое суждение имеет характер необходимый. Другой пример аподиктических суждений: «если две величины равняются одной и той же третьей, то они равны между собой».

Эти три признака — возможность, действительность, необходимость — и характеризуют собой три вида указанных суждений, т. Е. если в суждении выражается или возможность, или действительность, или необходимость, то получается или суждение проблематическое, или ассерторическое, или аподиктическое.

Но следует заметить, что некоторые логики отношение между аподиктическими и ассерторическими суждениями понимают несколько иначе. По их мнению, ассерторические суждения — это такие, в истинности которых мы убеждены, но только не знаем причины, почему так должно быть, как мы утверждаем. В аподиктических суждениях эта причина нам известна. Например, суждение «Юпитер имеет девять спутников» — ассерторическое. Суждение «скорость полёта ружейной пули должна постепенно уменьшаться» (именно вследствие сопротивления воздуха)— аподиктическое.

Все теории ассерторического силлогизма касаются ис­следования логики, заданной на области атрибутивных ассер­торических высказываний, которые будем называть категорическими высказываниями. В обычной форму­лировке эти высказывания по своим логическим формам под­разделяются на следующие типы:

Все S суть Р — общеутвердителыюе (Asp ),

Ни одно S не есть Р — общеотрицательное ( Esp ) ,

Некоторые S суть Р — частноутвердительное (Isp ),

Некоторые S не суть Р — частноотрицательное (Osp ),

S суть Р — неопределенноутвердительное,

S не суть Р — неопределенноотрицательное,

а есть Р — единичноутвердительное,

а не есть Р — единичноотрицательное.

Общие отношения между высказываниями

Возьмём квадрат и проведём в нём диагонали. У вершин четырёх его углов поставим буквы А , Е , I , О , т. е. символы четырёх классов суждений. Возьмём какое-нибудь суждение и представим его в формах суждений всех четырёх классов: А — «все люди честны», Е — «ни один человек не честен», I — «некоторые люди честны», О — «некоторые люди не суть честны».

Между суждениями А и О , Е и I существует отношение, которое называется противоречием» Эти суждения отличаются и во количеству и по качеству.

Отношение между А и Е называется противностью. Эти общие суждения отличаются друг от друга по качеству.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 307
Бесплатно скачать Курсовая работа: Традиционная теория силлогистики