Курсовая работа: Традиционная теория силлогистики
1. Характеристика типов высказываний по их модальности………...3
2. Общие отношения между высказываниями………………………..5
3. Простой категорический силлогизм………………………………..10
4. Правила силлогизма…………………………………………………13
5. Фигуры и модусы силлогизма………………………………………16
6. Критика Я. Лукасевичем традиционной силлогистики …………..23
7. Основные различия между традиционным и аристотелевским силлогизмом………………………………………………………….26
8. Задачи и упражнения для закрепления теории традиционной силлогистики…………………………………………………………28
9. Заключение.…………………………………………………………..29
10. Список литературы ………………………………………………….30
Характеристика типов высказываний по их модальности
1. Проблематические —«S, вероятно, есть Р». «Илиада есть, вероятно, продукт коллективного творчества». В проблематическом суждении соединение подлежащего со сказуемым и разъединение подлежащего от сказуемого выставляется просто как известное предположение.
2. Ассерторические — «S есть Р». «Киев стоит на Днепре», «вода состоит из водорода и кислорода».
3. Аподиктические — «S необходимо должно быть Р». Например, «две прямые линии не могут замыкать пространства».
Анализируя приведённые примеры, мы видим, что проблематическое суждение характеризуется некоторым ограничением связи между подлежащим и сказуемым (утверждается вероятность, возможность); об ассерторическом суждении связь подлежащего со сказуемым утверждается решительно, без колебания (утверждается действительность какого-либо факта); в аподиктическом суждении утверждение получает характер необходимости.
На первый взгляд различие между суждениями ассерторическими и аподиктическими не совсем ясно. Кажется, что оба они обладают одинаковой достоверностью и что поэтому между ними нет различия; на самом же деле между ними различие очень большое. Суждения ассерторические утверждают нечто действительно существующее, в этом смысле нечто вполне достоверное, но всегда можно мыслить и обратное тому, что утверждается в ассерторическом суждении; что же касается аподиктических суждений, то никоим образом нельзя мыслить противоречащих им суждений. Например, если я возьму ассерторическое суждение «Киев стоит на Днепре», я могу мыслить Киев стоящим не на Днепре, а, например, на Неве; если же я возьму аподиктическое суждение «две прямые линии не могут замыкать пространства», то я не могу мыслить иначе, я не могу мыслить, чтобы две прямые замыкали пространство. Аподиктическое суждение имеет характер необходимый. Другой пример аподиктических суждений: «если две величины равняются одной и той же третьей, то они равны между собой».
Эти три признака — возможность, действительность, необходимость — и характеризуют собой три вида указанных суждений, т. Е. если в суждении выражается или возможность, или действительность, или необходимость, то получается или суждение проблематическое, или ассерторическое, или аподиктическое.
Но следует заметить, что некоторые логики отношение между аподиктическими и ассерторическими суждениями понимают несколько иначе. По их мнению, ассерторические суждения — это такие, в истинности которых мы убеждены, но только не знаем причины, почему так должно быть, как мы утверждаем. В аподиктических суждениях эта причина нам известна. Например, суждение «Юпитер имеет девять спутников» — ассерторическое. Суждение «скорость полёта ружейной пули должна постепенно уменьшаться» (именно вследствие сопротивления воздуха)— аподиктическое.
Все теории ассерторического силлогизма касаются исследования логики, заданной на области атрибутивных ассерторических высказываний, которые будем называть категорическими высказываниями. В обычной формулировке эти высказывания по своим логическим формам подразделяются на следующие типы:
Все S суть Р — общеутвердителыюе (Asp ),
Ни одно S не есть Р — общеотрицательное ( Esp ) ,
Некоторые S суть Р — частноутвердительное (Isp ),
Некоторые S не суть Р — частноотрицательное (Osp ),
S суть Р — неопределенноутвердительное,
S не суть Р — неопределенноотрицательное,
а есть Р — единичноутвердительное,
а не есть Р — единичноотрицательное.
Общие отношения между высказываниями
Возьмём квадрат и проведём в нём диагонали. У вершин четырёх его углов поставим буквы А , Е , I , О , т. е. символы четырёх классов суждений. Возьмём какое-нибудь суждение и представим его в формах суждений всех четырёх классов: А — «все люди честны», Е — «ни один человек не честен», I — «некоторые люди честны», О — «некоторые люди не суть честны».
Между суждениями А и О , Е и I существует отношение, которое называется противоречием» Эти суждения отличаются и во количеству и по качеству.
Отношение между А и Е называется противностью. Эти общие суждения отличаются друг от друга по качеству.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--