Курсовая работа: Управление конфликтами в организации 4
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ВИДЫ……………………………………………... 4
1.1. Внутриличностный конфликт……………………………………………………4
1.2. Межличностный конфликт…………………………………………...…………..5
1.3. Конфликт между личностью и группой…………………………………………5
1.4. Межгруповой конфликт……………………………………………………….….5
2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ……………………………….……7
3. ПОСЛЕДСВИЯ КОНФЛИКТА……………………………………………………..….10
3.1. Функциональные последствия…………………………………...……………10
3.2. Дисфункциональные последствия…………………………………………….10
4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ………………………………………………..12
5. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ………..………………………………….16
5.2. Структурные……………………..………………………………………………16
5.3. Межличностные…………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….
Введение
В нашем обществе постоянно возникают конфликты. Конфликт (от лат.conflictus – столкновение) –это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Конфликты, которые возникают на предприятии особенно сложно предвидеть и предотвратить. Практика деятельности организаций свидетельствует, что современным руководителям необходимы глубокие знания и навыки по управлению конфликтами, их прогнозированию. Грамотный руководитель должен уметь предотвратить возникающие разногласия в коллективе, уметь вывести людей из состояния вражды, разрешить споры.
Современная наука управления признает, что конфликты являются неотъемлемой частью жизнедеятельности организаций. Конфликты резко снижают производительность труда. Все дело в том, что послеконфликтная напряженность в коллективе вызывает отрицательные эмоции, а тяжелые негативные переживания – это мощный разрушительный фактор. Вот почему современному руководителю разумнее предупреждать конфликты, чем устранять их последствия.
1. Понятие конфликта и его виды.
Конфликт – это противоречие, которое возникает между людьми, при разрешении вопросов социальной жизни, сопровождающие противоборством.
Распространены два подхода к пониманию конфликта:
1) Конфликт – столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости.
2) Конфликт – система отношений, процесс развития взаимодействия, заданный различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Субъектом взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.
Современная точка зрения заключается в том, что в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже и желательны. В некоторых случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое количество альтернатив и проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а так же дает возможность людям выразить свои мысли и соображения и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это так же может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения проходит до их фактического исполнения. Конфликт не всегда имеет положительный характер - конфликт может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями.
В социальной психологии существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Выделяют четыре основных вида конфликта:
1.1. Внутриличностный конфликт. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
1.2. Межличностный конфликт. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--