Курсовая работа: Управление развитием региона
Оглавление
Введение. 3
1. Уровни государственного регулирования. 6
1.1 Значение проблемы развития муниципальной экономики. 6
1.2 Местные финансы как основа территориального развития. 10
1.3 Состояние малого и среднего бизнеса, как индикатор уровня развития региона 12
1.3.1 Состояние малого предпринимательства в Российской Федерации. 12
1.3.2 Состояние малого предпринимательства в Ивановской области. 15
2. Факторы стратегического планирования регионального развития на примере Ивановской области. 18
2.1 Проблемы управления развитием в Ивановской области. 18
2.1.1 Региональная экономическая и административная специфика. 18
2.1.2 Экономическая база неналоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ 26
2.2 Демографический и этнический аспекты в развитии региона. 28
Заключение. 34
Литература. 36
Введение
Одним из ключевых способов обеспечения развития территория является стимулирование их экономического развития. Базовым методом такого стимулирования в России традиционно является госрегулирование.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость. [10]
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.
Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.
Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно - промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.
Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
Данная работа посвящена актуальным вопросам государственного регулирования территориального развития в условиях непрерывно меняющейся макроэкономической ситуации в современном индустриальном обществе.
В качестве одного из ключевых аспектов развития территории при этом рассматривается развитие малого предпринимательства, в контексте анализа возможности создания современной предпринимательской этики с одной стороны и создание условий для развития социальной культуры в регионе с другой.
Актуальность работы на данную тему обусловлена тем, что проблема государственного регулирования территориального развития является, по мнению автора, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. И поскольку в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину своего влияния, то измерение этой глубины и выверенная, дискретная политика в области регулирования становится залогом эффективного развития национальной экономики, ее конкурентоспособности в сфере международного разделения труда и международной экономической кооперации. То есть уже не только в макро, но и в мега экономическом аспекте.
Основной задачей данной работы является показ современного уровня научных взглядов, совокупности применяемых подходов в сфере государственного регулирования территориального развития и его экономической составляющей, включая его региональную специфику.
Целью исследования является заострить внимание на возможностях в сфере государственного регулирования рыночной экономики и стимулировании территориального развития, раскрытие потенциала эффективных инструментов такого регулирования и стимулирования. А также рассмотрение потенциала и основных проблем в применении регулирования экономики и инфраструктуры общества в целях регионального развития в РФ.
1. Уровни государственного регулирования
1.1 Значение проблемы развития муниципальной экономики
Одним из условий осуществления реформ в Российской Федерации является разработка эффективной системы отношений между хозяйствующими субъектами и бюджетом с одной стороны и бюджетных отношений между всеми уровнями бюджетной системы с другой. Одним из таких уровней является муниципальный уровень, другим - региональный.
В настоящее время в бюджетной системе России происходит становление третьего бюджетного уровня - уровня местного самоуправления. Хотя местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы России, но они не только низовые звено, а фундамент этой системы. Не укрепив фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень власти.
Данная работа, как уже говорилось, отчасти в силу широты самой темы, отчасти в силу состава имеющихся у автора материалов и особенностям его интереса к данному вопросу, посвящена в основном проблематике государственного управления деятельностью предприятия на муниципальном и, в какой то мере, региональном /уровень субъекта Федерации/ уровнях экономики. Эта проблематика многообразна, как многообразна и сама эта экономика, как многообразны и возможности подходов к анализу ее проблем. Подходы эти варьируют от возможностей «угла обзора». От этого же зависит и определение муниципального уровня экономики. Мы можем рассматривать муниципальный уровень экономики и как всю совокупность предприятий, расположенных на территории того или иного муниципального образования (далее будем считать его для понятности просто городом) и, соответственно, с одной стороны обеспечивающее поступления в городской бюджет, а с другой, испытывающее на себе груз общегородских проблем – это один, «расширенный» взгляд. Мы также можем рассматривать муниципальный уровень экономики как совокупность предприятий, находящихся в собственности муниципального образования и субъекта Федерации (это собственно муниципальные или государственные, как правило унитарные, предприятия, т.н. МУПы и ОГУПы соответственно), и это будет другой, более «узкий» взгляд и другое определение рассматриваемого явления, как понятия, и другие рамки, как совокупности.
Другим критерием отнесения уже самих проблем муниципальной экономики является возможность рассмотрение этих проблем с двух ключевым образом отличных (хотя и диалектически взаимосвязанных) позиций. С позиции преимущественно юридической, и это неизбежно приведет нас к форме собственности, проблеме разделения полномочий внутри субъекта федерации и к закону «О местном самоуправлении в РФ», или с позиции экономической, и тогда мы обязательно выйдем к анализу эффективности «работы» этого уровня и, далее, к проблемам менеджмента, как на уровне предприятия, так и на уровне управляющих структур муниципального образования.
Автор данной работы рассматривает муниципальный и региональный уровни экономики расширительно, как всю совокупность предприятий, находящихся на территории муниципального образования или региона (субъекта Федерации), независимо от формы и уровня собственности. И в этом он опирается на определение муниципального и регионального уровней собственности даваемого в Экономической Энциклопедии под ред. академика Абалкина. [8. 97]
Другим критерием определения границ совокупности, рассматриваемой в данной работе как муниципальный уровень экономики, является уровень компетенции или ответственности местных /муниципальных/ властей в экономической сфере и критерии отнесения субъектов экономики по уровням, определенным как федеральный, территориальный (уровень субъекта федерации) и местный /муниципальный/. Данные уровни компетенции были зафиксированы в основном в период 1992-1993гг. в таких документах как закон «О разграничении предметов ведения РФ и субъектов РФ» от 11.1992г. и Конституция РФ от 12.1993г. и вошедшего в нее, на правах составной части, Федерального Договора. Закрепление эти уровни компетенции получили в период массовой приватизации периода 1993- 1995гг., когда соответствующие пакеты акций приватизированных предприятий закреплялись в ведении Комитетов /министерств/ по управлению государственным имуществом (КУГИ) федерального, территориального или муниципального уровней.
В результате иерархия уровней собственности получила в РФ вид своего рода матрешки (рис.1).
При этом, как ранее сказано, в силу особенностей своего опыта и интересов, концепции подхода к освещению проблемы и состава имеющихся в его распоряжении материалов, он особое внимание уделяет в своем исследовании проблемам такой бюджетообразующей сферы современной муниципальной экономики, как малые предприятия (МП) частной формы собственности. Этот особый акцент в работе, кроме прочего, связан с тем, что МП, являясь одной из наиболее динамичных, мобильных, склонных к инновациям, составляющей современной российской экономики, по духу определения того же Абалкина и по существу, целиком относятся именно к муниципальному уровню экономики. Кроме того, именно из-за своей инновационности, динамизма и, в основном, совершенной «неноменклатурности» малый бизнес в современной России, в отличие от ситуации на Западе, является наиболее уязвимым для административного произвола, будь то налоговая политика государства или мздоимство местных / «субъектных» и муниципальных/ властей.
Также нельзя забывать, что, определяемая нами таким образом, местная экономика, в своем расширительном понимании это «многоукладная» по форме собственности экономика, вбирающая себя как частную собственность вновь образованных предприятий ( в основном в сфере малого и среднего бизнеса), в которых органы муниципального управления никакой собственности не имеют, так и АО (как правило не крупнее 3000 чел. работников в промышленности для малых и средних городов), образовавшиеся на основе приватизированных предприятий, в которых муниципальная и региональная администрация во многих случаях до сих пор имеет, принадлежащие ей и управляемые через КУГИ, пакеты акций. Отдельной частью муниципальной экономики являются предприятия, непосредственно находящиеся в собственности муниципальных образований, управление коими принадлежит органам муниципального самоуправления – т.н. муниципальные унитарные предприятия (МУПы), и принадлежащими субъектам Федерации и управляемые региональными администрациями – областные государственные унитарные предприятия (ОГУПы). Это предприятия, управляемые непосредственно представителями муниципалитета или региональных администраций в лице назначаемых на эти предприятия директоров /управляющих/.
Соответственно в первом случае муниципальное и региональное управление имеет только опосредованные методы воздействия (регулирования) на городской малый и средний бизнес через налогообложение, разрешительные и регистрационные процедуры (если не считать возможность прямого задействования административного рычага например в вопросах аренды земельных и производственных площадей и т.п.), во втором случае возможности муниципальной власти больше, но тоже ограничены и наконец в третьем случае они просто «безграничны».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--