Курсовая работа: Вклад Платона в экономическую теорию

Оглавление

Введение

1. Предпосылки разработки Платоном экономической проблемы

2. «Государство» и его экономические основы у Платона

Заключение

Список использованной литературы


Введение

?? ?????? XXI ???? ???? ???????? ????????? ?? ????? ???????? ?????????-????????????? ??????????????. ????? ???????? ??????????? ?????????????? ?????? ??????????? ????, ??????????? ?????? ? ??????????? ????? ??????????? ??????, ??????? ???????????? ??????? ???????????? ?????????? ??????? ??????? ? ????? ??????? ??????????. ??? ??????? ? ??? ??? ???????? ??????? ????????? ???????-??????? ? ????????????? ??????? ?????????? ????????????. ??? ?????? ?????????? ???????? ???????? ??????? ??????, ????? ??? ????????? ????????? ? ???????????????, ?????????? ?????????.????????? ??????? ? ??????? ?????? ?????????? ?? ????????? ??????? ??????????????? ????? ???, ??? ????? ??? ??????????? ??????? ??????????? ??? ????????????? ??????? ??????? ???????????????? ??????????, ??? ?? ??????? ???????. ??? ????? ??????????? ????????????? ??????? ??? ???????? ??????? ????????????? ?? ?????, ?? ????????? ???????, ? ??????? ???????????????? ??????? ????? ?? ?????????? ??????? ????????? ??? ???????? ????????????, ?????????????? ???????? ?????????????? ???????, ? ????????? ??????? ?????????, ??????????? ?? ???????????? ??????????, ??????? ???????????? ???????? ????? ? ???????????? ??????? ???????????. ???????? ???????? ????????????? ??????? ?????????????? ?????????? ??????????-????????????? ??????, ??????? ???????????? ???????????? ??????? ??? ????????. ?????? ???????????????? ?????????? ??????? ? ?????????? ?? ??? ??? ????? ????????? ???????????.????????????? ????? ???????? ? ???????? ?????? ???????????? ????????. ? ???? ????? ?????? ???? ?? ?????????, ?????? ????????????? ??????? ???????, ?????????? ?? ???, ??? ?????? ??????? ???????????? ????? ??? ????? ???????? ???? ????????? ? ??????????? ??? ????????????? ????????. ??? ?????, ??? ???????????? ??????? ????????????? ? ????????? ????? ? ????????? ???????? ????????? ?? ?????? ???????????? ? ????????? ???????????? ?? ?????????? ???????, ?? ? ?????????? ?? ????? ?????? ? ???????????.????? ???????, ????? ????????? ?????? ???????? ??????? ????? ??????? ? ????????????? ??????.?????? ???????????? ? ??????????? ?????? ???????, ??????? ???????????? ? ??? ?????? ???????????????? ??????????.?????????? ???????????? ???? ??????? ??????? ????????? ?????:? ??????????? ???????????? ? ????????????? ??????????? ???????? ???????? ??? ?????? ???????????;? ???????????????? ????????????? ?????? ??????????? ??????????? ????????.??????? ???????? ????????? ?????????? ?????? ??????? ? ????????? ?????, ? ????????????? ????????????? ??????? ?????? ??????? ?? ?????, ???????????? ?? ?????? ?.?. ??????, ?.?. ??????, ?. ???????, ?.?. ????????.

1. Предпосылки разработки Платоном экономической проблемы

?????????? ????????? ??????? ???????????? ????????????? ???? ???????? ???????: ?????? ??????????????, ????????? ?????? ?????????????? ? ????? ????? ?????? ?????????. ????? ?? ????????? ???????????? ?????????? ????????? ? ????????? ??????? ???? ????????????? ????? ?????????? ?????????, ??? ??????????? ?????????, ?.?. ???????????? ???????????? ??????? ??????? ??????. ? ????????? ?????? ???????????? ???????? ??????, ??????????? ? ?????? ????????? ????????? ?????????, ????????? ?????????????? ????????? ????????, ??????????? ??????? ? ???????????? ???????? ???????? ? ??????? ????? ? ??????? ?????? ??????????? ????????.???????? ????????? ???????? ??????????????? ??? ??????????? ???????? ?????????? ??????????? ????? ???????????? ????? ???????, ????? ???? ??????????? ???????????.? ?????? ???????? V ?. ?? ?.?. ?????????????? ????????????? ???????, ??????? ??? ?????? ????????? ??????????????? ?? ????? IV ?. ?? ?.?. ? ??????? ????? ?????????? ??? ???????????? ????????????????? ?????????. ????????? ????????? ? ????? ?? ???? ??????????. ????? ?????????????? ????????? ??????? ????? ???????? ??? ???????? ????????????? ????, ???????????? ?? ????? ?????????.??? ??????? ???? ?????? (?????????) ? ???? ?????????? ?????????? ???????????? ????????? ?????????, ?????? ???????? ??????? ? ????????. ?????? ??? ?????? ????? ??????? ?????????? ??? ???????-???????????, ? ????????? ???????? ???? ???????????? ???????????? ? ???????? ???? ??????????? ????, ??? ??????? ??????? ????.?????? ? ??????? ??????? ???? ???? ??????? ??????? ???????????? ????????????????? ?????????, ??????? ????? ???????? ??????? ? ?????????? ?????????, ? ???????????????? ???? ??????????? ???????? ?????? (???????? ????? ??????? ???? ?????, ??????, ????? ? ??.). ?????? ????? ???? ???????? ??? ?????????????? ????????, ???? ???????? ?????????????? ???????? ?????? V - IV ??. ?? ?.?.? ????? ???????? ????????? ?????? V - IV ??. ?? ?.?. ????? ????????? ???????????: ??????????????? ????????, ???????????? ?????????? ??????????? ??????? (??????????????, ??????????????), ????????? ???????? ????? ??? ?????? ??????????, ???????? ?????????????? ?????????????????? ???????? ??? ?????? ???? ??????????? ????????????????????? ????????????.??????? ????????, ??? ????????? ????????? ???????? ????????? ????????????? ?????? ???? ?????????? ????????? ?????????? ?????? ?? ???? ????, ??? ??????????? ???????? ? ????????????? ????????? ????????? ???????????, ????? ??? ????????????, ????????????? ????????? ????????? ??????, ???????????? ?? ????? ????????? ???????? ?????. ????? ???????????? ??????? ???????? ?????????? ? ?? ??????????? ????????? ????????????? ??????????? ?????? ???????, ???????????? ???????? ????????? ????? ? ?????????? ???????.????????????? ???????, ??????????? ? ???????-??????????? ??????? ? ? ?????? V - IV ??. ?? ?.?. ? ?????, ?? ????? ???????????? ??? ??????????? ? ????? ??????? ????? ?????, ?????????? ?????????? ? ???????? ??? ??????? ? ????????? ???????? V - IV ??. ?? ?.?. ?????????? ?????????.??????? ????????????? ??????? ?????????????? ? ????? ??? ????? ??????????? ???? ? ???????? ???????-??????????? ??????? (?????), ? ?? ????? ??? ? ???????? ??????? (??????) ?????????-????????? ????????? ?????????? ????? ????? ????????????. ???????? ????? ???????? ???????? ???????? ????????, ?????????????? ???????? ????????? ???????? ??????????? ?????????-????????? ????????? ???????-??????????? ???????, ???????? ??????? ???? ? ???????????? ???????? ??????? ?????? V - IV ??. ?? ?.?.????? ???????, ????????????? ??????? ??????? ????????????? ? ???????? ??????? ?????????????????? ??????, ?????????? ?????? ????? ?????????????, ????? ???????? ? ???????, ????? ?????? ? ???????????????, ????? ???????????????? ??????? ? ?????????????? ???????. ???, ???????, ?????? ?????????? ? ??????? ??????????????? ?????????.

2. «Государство» и его экономические основы у Платона

Этика – учение о нравственности, и политика – учение о государстве у Платона тесно связаны: государство подобно человеку, а человек – государству, справедливость в человеке и в государстве одинакова. Поэтому человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. «Образец совершенного государства» и «прообраз человека» – таков предмет этико-политического учения Платона.

При всей своей страсти к определениям платоновский Сократ не может дать определения государства – он ограничивается лишь указанием на то, что это «совместное поселение». Больше мы узнаём о происхождении государства. Согласно мнению Платона, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем если бы каждый выращивал хлеб, изготовлял одежду, обувь и т.д., так как лучше работает тот, кто владеет каким-либо одним искусством и не отвлекается на другие работы.

????????????? ??????????????? ??????????? ???????? ?? ???????????? ????????? ?????. ???????????? ?????????, ????? ?????? ?? ??? ?? ????? ????????????? ??? ????, ?? ?? ?????? ??? ????????????? ????????? ?? ???? ????????: ????? ?? ????? ??? ????????????? ???? ????? ????? ?? ????? ???? ?????? ????????? ??? ????? ????, ??????? ??? ??????, ? ????? ??? ??? ?????????? ? ????????? ??????? ? ????? ?????, ?? ??? ?????? ?????????? ????? ??????? ????????????. ??? ???????????? ???? ? ?????? ? ??? ??????, ??? ???? ????? ????? ?? ?? ?????? ? ??????? ??????.

Поэтому в государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, которые снабжали бы земледельцев и строителей орудиями труда, и купцы, и торговцы и, наконец, воины, чтобы защищать государство от внутренних и внешних врагов. Платоновская мысль о роли разделения труда при происхождении государства была прогрессивной, хотя она, разумеется, вовсе не вскрывала истинную сущность и истинную причину происхождения государства, которое возникает, как трактует ряд теорий, при распадении общества на антагонистические классы.

Но свою верную догадку о роли разделения труда Платон использовал в своих антиэгалитарных целях, дабы утверждать, что разделение труда возможно и выгодно именно потому, что люди от природы предназначены к выполнению какой-либо одной трудовой операции: одни предназначены по своим природным задаткам к земледелию, другие – к ткачеству, третьи – к домостроению, и т. д. – и тем, к чему человек предназначен природой, «он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое». При этом наличие задатков к тому или иному виду трудовой деятельности исключает, по Платону, способности к воинскому мастерству, к управлению и к умственному труду, вершина которой – в деятельности философа. «Толпе не присуще быть философом».

??????, ? ????????, ????????? ??????????? ??? ?????? ????? ????????? ?????, ??????? ????????? ?? ????????????? ????????????, ?????????????? ???????????? ? ???? ? ?????, ?????? ????????? ? ??? ??????????, ??????????? ??????? ?????? ?????? ?????????. ????? ???????, ??????????? ? ????????, ? ??????? ???? ??? ?? ???????????.??????????? ????? ???????????? ?????????? ?????, ? ??? ??????, ???? ??? ???????? ?? ??????????? ????????? ? ???? ?????? ????? ???????????? ????????. ?????? ?????? ?????? ???????? ???????, ??, ?????? ?????, ??? ? ?? ????? ?? ????????. ?????? ???????????? ????????? ? ??????? ????? ? ???????? ?????????. ?????? ????? ??? ???????: ???? ????????? ? ???????? ?????????. ??? ?????? ??????? ?????? ??? ??????. ?????? ???????? ????????? ?????-??????? ? ??????, ?.?. ???????? ?????? ????????????? ????? ??? ???????? ???????.??? ??????????? ?. ?????, ?????? ? ????? ????????????? ????? ????????? ???????? ?????? ? ?????? ???????? ???????? ????????? ? ???? [?????????], ????? ?? ???? ?? ????? ???????? ??? ?????????. ???? ????? ??????????? ???????? ???? ????????????, ????? ??? ????? ??????????????? ?? ??????????? ?????????. ?????????? ?????? ??????????? ? ?????????? ?????????? ??????????? ????????? ????????? ?????? ? ??????????? ???????.?????? ??????, ??? ??????? ???? ???????? ?????????? ????????, ?? ?? ????????? ?? ?????? ???? ??????????. ???? ????????? ????????? ???????? ????????? ?????? ? 4 ????, ?? ??????? ???????? ???????? ???????????. ??????????? ????? ????? ??? ????????. ????? ?????? ????????????? ??????? ????????? ???. ?????? ? ????? ???????????, ??? ??????????? ??? ???????, ?? ????? ?? ???????, ?? ??????.

Платон с осуждением относится к существующим формам государства. Он правильно отмечает, что в этих государствах существует имущественное неравенство, делающее из одного государства «два враждебных друг другу государства: одно – бедняков, другое – богачей», и тем самым ослабляющее его. Однако Платон вовсе не против неравенства, и его критика государства направлена, прежде всего, против демократии, которую Платон как идеолог античной аристократии ненавидит. Демократия, как известно, строится на принципе приоритета большинства над меньшинством, а Платон это большинство изображает резко отрицательно, говоря о «безумии большинства».

Он с презрением высказывается о гражданах демократического государства, которые «густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких-нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру и в том, и в другом». Он дает сатирический образ демократа – «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ» и «собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью».

В демократическом государстве благом почитается свобода, там «только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе». Эта «жажда свободы», «свободы в неразбавленном виде» приводит к тому, что там тех, кто послушен властям, смешивают с грязью как добровольных рабов, отец боится своих детей, учитель – школьников, старшие – младших, мужчины – женщин, люди – животных. В таком государстве «лошади и ослы привыкли… выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги».

Типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, однако наглость там называется просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Демократическое государство легко вырождается в тираническое, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Такова критика Платоном рабовладельческой демократии. Многое он подметил там верного, однако собственный социальный идеал Платона еще хуже. Впрочем, Платон осуждает не только демократию, он ненавидит также тиранию, отрицательно относится и к олигархии – власти богатых, и к тимократии – власти военных. Этим четырем извращенным видам государственного устройства Платон противопоставляет свой образец совершенного государства, который он называет также «прекрасным городом» (в историко-философской традиции такое государство Платона принято называть «идеальным государством Платона»).

По Платону, все существующие виды государственного устройства – извращения того, что должно быть, не потому, что они основываются на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей, потому что власть военных, богатых, большинства, власть тирана противоестественна. Платон строит свою модель социального неравенства, которую он основывает на своем учении о структуре души.

Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; яростной части, добродетель которой в мужестве, – сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников.

Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некоей целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, а «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость». Иначе говоря, «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое». Итак, в идеальном государстве три сословия. Но, строго говоря, их два, поскольку философы-правители выходят из сословия воинов-стражей, поэтому Платон иногда говорит просто о стражах, подразумевая и философов.

Чувствуя, что одного психологического учения недостаточно для убеждения граждан образцового государства в необходимости подобного разделения функций, особенно вряд ли согласятся с этим трудящиеся, лишенные в государстве Платона всяких прав, всякого образования, даже права на защиту своей родины от агрессора, Платон предлагает социальный миф. Для самого Платона это явный вымысел, в истинности которого необходимо, однако, убедить граждан проектируемого государства. Это пример той социальной лжи, которая, по Платону, вполне допустима в проектируемом им государстве, поскольку она служит благу целого. Суть социального мифа Платона состоит в том, что гражданам платоновского государства должно быть внушено: все они братья, поскольку их общая мать – земля, на которой они обитают, в результате чего они будут защищать свою землю как родную мать, но они все же неравны, поскольку, когда боги творили людей в недрах их матери-земли, они к одним людям примешали золота, к другим – серебра, а к третьим – меди и железа. Платон признает, что вряд ли можно будет заставить поверить в этот миф первое поколение граждан в проектируемом им государстве, но последующим поколениям, полагает он, поверить в этот миф уже будет можно.

Однако неравенство людей в принципе не наследственно (этим сословия Платона отличаются от индийских варн и вообще от каст). В большинстве случаев у «медных людей» соответствующее потомство, у золотых и серебряных тоже, но если у стражей «ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь (у ремесленников и земледельцев.) с примесью золота и серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи». Однако на практике в государстве Платона это не выходит, поскольку там третье сословие совершенно отделено от двух первых по своему образу жизни. Впрочем об образе жизни ремесленников и земледельцев мы ничего из «Государства» Платона не узнаём, все его внимание сосредоточено на описании жизни первых двух сословий.

???????? ? ????? ?? ????? ??????? ??????? ????????????? ? ?????????? ???????? ?? ???????? ?????? ? ???????. ????????????? ? ?????????? ???????? ? ??????????, ??? ??? ??? ???? ?? ???? ?? ?????? ????????, ?? ?????????? ??? ???, ??? ?????? ??????? ????????????.

Быт стражей подробно описан Платоном. Стражи получают двоякое воспитание: телесное и духовное, или гимнастическое и мусическое. Страж должен быть гармонично развит, сочетать в себе отвагу с кротостью, ведь одно мужество влечет за собой грубость и жестокость, одна кротость – мягкость, изнеженность и трусливость. Страж должен уметь действовать и принуждением, и убеждением. Кроме того, из стражей выходят философы-правители, их воспитание и образование в своей первоначальной степени начинается на уровне стражей и на всех стражей распространяется, поскольку философы в стражах сразу не видны и только путем образования всех стражей и отбора из их числа наилучших можно выявить философов.

Платон запрещает всякое искусство, где поэт или исполнитель подражает другому человеку. Ведь каждый даже в воображении должен оставаться тем, кто он есть: сапожник – сапожником, земледелец – земледельцем. Кроме того, подражание дурным людям, неизбежное на сцене, пагубно влияет на исполнителя. Нельзя подражать кузнецам, ремесленникам, гребцам, лаю собак, блеянию овец и голосам птиц. Поэтому Платон изгоняет из своего государства все драматическое искусство. Поэтому человек, умеющий перевоплощаться и подражать чему угодно, как бы он ни был способен, коль скоро он прибудет в платоново государство, будет выслан оттуда: «мы преклонимся перед ним как перед чем-то священным, удивительным и приятным... да и отошлем его в другое государство, умастив ему главу благовониями... а сами удовольствуемся по соображениям пользы более суровым, хотя и менее приятным поэтом и творцом сказаний, который подражал бы у нас способу выражения человека порядочного и то, о чем он говорит, излагал бы согласно образцам, установленным нами».

Платон – предшественник социализма в той мере, в какой он видит главный источник социального зла и несправедливости в частной собственности. Именно частная собственность разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. «Может ли быть, по-нашему, большее зло для государства, – спрашивает Сократ своих собеседников, – чем то что ведет к потере его единства и распадению на множество частей? И может ли быть большее благо, чем-то, что связует государство и способствует его единству? ...А связует его общность удовольствия или скорби, когда чуть ли не все граждане одинаково радуются либо печалятся, если что-нибудь возникает или гибнет», а это возможно лишь в государстве с наилучшим устройством, т. е. в таком, «где большинство говорит... об одном и том же: «Это – мое!» или «Это не мое!». Поэтому стражи и выходящие из их рядов философы не имеют никакой частной собственности, им не дозволено пользоваться золотом и серебром – ведь золото и серебро в их душах.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 142
Бесплатно скачать Курсовая работа: Вклад Платона в экономическую теорию