Курсовая работа: Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения

Христианство непрерывно развивалась на протяжении своего существования. Раскол на западную и восточную ветви наметился еще при разделении Римской империи. Со времен первых соборов западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, свои догматы. Определенный вклад в это внес Августин Аврелий и другие «отцы церкви». Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.

Богословские и философские взгляды и позиции Августина существенно повлияли на формирование западной ветви христианства – католичества. Это наиболее ярко проявилось в эпоху, когда именно католическая церковь контролировала все сферы жизни общества. И свои права она обосновывала именно догматами, вытекающими из воззрений Августина и других западных «отцов церкви»: Иеронима Стридонского и Амвросия Медиоланского. Она опирается на их суждения и представления, имеющие непререкаемый авторитет. Кроме этого Августин считается отцом римской экклесиологии, т.е. науки о церкви. Следовательно, истоки католицизма нужно искать в философии и воззрениях этих деятелей.

Сейчас католицизм, хотя и не имеет прежних позиций, все же остается одним из главных направлений в христианстве. Он исповедуется в большинстве стран Западной Европы, в Латинской Америке, США. Католицизм распространен и в Украине, особенно в западных ее областях. Поэтому он является неотъемлемой частью духовного мира украинского народа. Понимание его истоков и истории важно для изучения истории и культуры Украины.

Следовательно, актуальность данной работы состоит в том, что:

во-первых, позволяет глубже понять истоки западной цивилизации, которая во многом основана на идеологии католицизма;

во-вторых, исследование трудов и деятельности западных «отцов церкви» позволяет понять процесс размежевания церкви и светской власти и функционирования этих общественных институтов, которое существует и по сей день;

в-третьих, концепция человека, разработанная Августином, повлияла и продолжает оказывать влияние на различного рода современные индивидуалистические концепции человека;

в-четвертых, обращение к данной теме способствует знакомству с трудами мыслителей, чье наследие до сих пор остается мало доступным.

Цель данной работы – охарактеризовать деятельность Августина Аврелия, епископа Гиппонского, Амвросия, епископа Медиоланского и Иеронима Стридонского и выяснить, какое влияние они оказали на формирование христианского вероучения.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы является:

1. охарактеризовать основные произведения западных «отцов церкви»;

2. проанализировать их философские и богословские взгляды и позиции.

Объектом данной работы является христианское вероучение, а предметом – учения западных «отцов церкви».

Хронологические рамки рассматриваемой темы охватывают период формирования и расцвета учений западных «отцов церкви», т.е. с середины IV в. до середины V в. Распространение этих учений и их влияние в средние века ограничивались географическими рамками стран западной Европы.

Работа, в соответствии с поставленными задачами состоит из введения, 2 глав, 6 подглав, 12 пунктов, списка используемой литературы и заключения.

В первой главе даются биографические сведения о западных «отцах церкви»: Иерониме Стридонском, Амвросии Медиоланском и Августине Аврелии. Также характеризуются основные произведения этих деятелей. Во второй главе анализируются богословские и моральные позиции «отцов церкви». Характеризуется философия Августина Аврелия.

В первой главе используется описательный метод при описании биографии «отцов церкви».

В данной работе используется метод структурного анализа в 3 подглавке 2 главы при характеристике основных положений философии Августина.

Также используется сравнительный метод при характеристике богословских и моральных взглядов Иеронима, Амвросия и Августина во 2 главе и метод критического анализа при изучении и анализе источниковой базы.

В качестве источников используются произведения Августина «Исповедь» [2], «О Граде Божьем» [3], «Избранные проповеди» [1], произведение Святого Иеронима «О знаменитых мужах» [12].

«Исповедь» представляет собой духовную автобиографию Августина. Здесь он раскрывается перед Богом и пытается познать тайну Боговой природы. Достоинствами этого труда можно считать то, что:

1. это произведение содержит даже самые незначительные события из жизни Августина и необходимо для изучения его биографии;

2. произведение также необходимо для понимания и богословских взглядов Августина и его философии – здесь четко видно его отношение к Богу, видна попытка объяснить его природу.

Недостатком работы можно считать то, что это произведение носит больше автобиографический характер, чем философский и написано с целью проанализировать и глубже осознать всю тяжесть своих грехов и свою жизнь, а не с целью философских размышлений. Т. е., можно сказать, что они попали сюда в общем потоке размышлений о своей собственной жизни.

«О граде Божьем» – самое объемное произведение Августина и наиболее важное для понимания мировоззрения, богословских и философских взглядов Августина. На основании этого произведения можно делать выводы и о миропонимании Августина (его историческая концепция), и о его морали, и взглядах касательно предопределения и Божественной Благодати и др. можно выделить и положительные и отрицательные стороны этого произведения. Положительные:

1. содержательность и монументальность произведения – это своеобразный итог всей богословской и литературной вообще деятельности Августина. Именно «Град Божий» служит, как правило, источником для выведения каких либо выводов, касающихся философии Августина. Иными словами, это главный труд Августина Аврелия.

2. этот труд, наряду с «Исповедью» – наиболее известные произведения Августина, по сей день сохраняющие свое значение.

Отрицательной стороной «Града Божьего» можно считать субъективный взгляд Августина на все описываемые им явления. Иными словами, он дает СВОЕ объяснение всему, о чем говорит в этой работе. А известно, что его взгляды сформировались под влиянием многих факторов и до конца жизни он не смог преодолеть всех противоречий в себе. Естественно, что они проявились и в его произведениях.

В качестве источника используется также труд Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах». Это произведение содержит сведения о христианских авторах, предшествующих Иерониму и современных ему. Недостаток этого произведения: Иероним дает только краткие биографические сведения о священнослужителях и только иногда дает критику их деятельности, а то и вовсе отказывается от нее.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 172
Бесплатно скачать Курсовая работа: Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения