Курсовая работа: Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений

Локтева О.В.

Минск 2008

Оглавление

Введение

Общая характеристика работы

1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи лидерских качеств в системе межличностных отношений

1.1 Проблема лидерства в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Основы лидерства: понятие и функции

1.3 Стили лидерства

1.4 Понятие социометрического статуса

1.5 Понятие межличностных отношений

1.6 Структура межличностных отношений

1.7 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростково-юношеского возраста

Вывод

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств и социального статуса подростков

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Методы и методики исследования

2.3 Анализ интерпретации результатов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Характерная для первых десятилетий ХХ века популярность проблематики малых групп была связана, конечно, с развитием самой социальной психологии как системы научного знания. Внедрение экспериментального метода в социальную психологию закономерно обусловило лидирующую роль малой группы как объекта научных исследований. Однако решающим фактором фокусировки социальной психологии на проблеме малых групп выступили не внутринаучные, а социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах (производство, воспитание, управление и т.п.). Исследования малых групп в большой мере связаны с той теоретической моделью, которой придерживаются авторы того, или иного направления. Г.М. Андреева определяет три таких основных направления в западной психологии: социометрическое, социологическое и школа «групповой динамики». Более развернутой классификацией можно считать выделение следующих теоретических ориентаций исследования малых групп: теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, организационный подход, деятельностный подход, параметрический подход, теория систем. В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность.

Чем объясняется постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология малых групп в настоящий момент представляет собой разработанную область научного знания, включающую в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне времени и пространства[17; с.14].

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В данной исследовательской работе были взяты респонденты подросткового и юношеского возраста.

С точки зрения развития подростково—юношеский возраст характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, индивид перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего.

Для внутренней позиции индивидуума становится очень значимой новая потребность — найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности подростка по отношению к референтной группе (стремление ничем не выделяться в среде сверст-. ников, быть «как все»), к усилению реакции группирования (стремлению подростка в группу сверстников, тяга к сплочению с ними) и реакции имитации (подражание кому-либо из сверстников, чаще - более популярному, преуспевающему, лидеру). Чувство принадлежности к «подростково—юношеской » общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности индивидуума, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности, планирования своей дальнейшей жизнедеятельности. В этой ситуации лидер становится референтным лицом, имеющим наибольший авторитет и популярность. Лидер может прямо влиять на становление направленности своей микрогруппы, формировать у товарищей нормы и идеалы. О значительных воспитательных возможностях лидера говорит ряд исследователей (В.Г. Евстратов, А.Г. Колденкова, Е.М. Зайцева и др.). С.И. Жигулев, в частности, отмечает, что возникновение групповых норм, их укрепление и самосодержание часто связано с лидирующими в группах личностями [10; c.7].

Неумение, невозможность добиться приемлемого статуса в коллективе сверстников чаще всего является причиной трудностей в поведении и приводит к тяжелым переживаниям. Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми индивидуумами, особенно учителями.

Центральное личностное новообразование подросткового возраста -становление нового уровня самосознания, Я - концепции, характерной чертой которой является чувство взрослости - отношение подростка к самому себе как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. И поэтому развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любое время. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития психических структур в последние годы, а также динамики взаимосвязи лидерства и направленности личности учащихся подросткового возраста. Таким образом, в. подростковом возрасте влияние отдельной личности из среды сверстников приобретает для другого подростка большое значение, как правило в подростковой группе такой личностью является ее лидер, с вою же очередь юношество – переломный момент в развитии личности, когда возникает актуальная потребность самореализации, в том числе и в лидерской деятельности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, требуют активности самого субъекта, умения взять ответственность на себя, четко определять цели, понимать и принимать себя и других, формулировать свои мысли, использовать разные точки зрения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 170
Бесплатно скачать Курсовая работа: Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений