Курсовая работа: Здравоохранение в России финансовое и материальное обеспечение
Оглавление
Введение
Глава 1 Система финансирования здравоохранения в Российской Федерации
1.1 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
1.2 Основные показатели бюджетного финансирования здравоохранения России
Глава 2 Страховые основы финансирования здравоохранения
2.1 Обязательное медицинское страхование
2.2 Добровольное медицинское страхование
Глава 3 Направления совершенствования финансирования здравоохранения
3.1 Возможность прямой оплаты медицинский услуг потребителями
3.2 Направления совершенствования финансового обеспечения учреждений здравоохранения
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни населения и выполняет важнейшую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом, обеспечивая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающих базу для социально-экономического роста.
Процессы, проходящие в российском здравоохранении последние 15 лет, привели к формированию в Российской Федерации децентрализованной системы здравоохранения. Однако процесс повышения самостоятельности на местах обгонял наполнение местных бюджетов и формирование необходимой нормативно-правовой базы. Образовалась своеобразная пропасть между федеральными и региональными органами управления здравоохранения, с одной стороны, и муниципальной системой здравоохранения - с другой. К 2005 г. все это привело здравоохранение, прежде всего муниципальное, к нищете и разрухе. С этого момента в России было предпринято несколько последовательных шагов для исправления сложившейся ситуации. Прежде всего, это реализация отдельных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", который, кроме того, что обеспечил повышение материально-технического состояния здравоохранения, так еще и предоставил регионам и органам местного самоуправления новые технологии управления отраслью: оплата труда работников участковой службы на основе качественных показателей труда, размещение государственного задания в лечебных учреждениях первичного звена с целью выполнения комплекса диагностических услуг (дополнительная диспансеризация), а также в государственных и муниципальных учреждениях с целью оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Все эти шаги, предпринятые с 2005 по 2008 гг., существенно преобразовали финансирование российского здравоохранения.
В комплексе проводимых российских социально-экономических реформ важнейшее место занимает дальнейшее развитие страховой медицины, переход к которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием в стране сектора платных услуг. Принятие Закона о введении в Российской Федерации страховой медицины в 1991 году обозначило выделение обязательного медицинского страхования в качестве одного из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания.
Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
¾ определить основные направления финансирования здравоохранения в России;
¾ проанализировать современное состояние сферы здравоохранения и тенденции финансирования в здравоохранении;
¾ изучить пути совершенствования финансирования здравоохранения в России.
Объектом курсовой работы является сфера финансирования здравоохранения в России.
Предметом курсовой работы являются организационно-экономические отношения, возникающие при финансировании в сфере здравоохранения.
Методологической и теоретической основой курсовой работы являются: а) системный подход к исследуемым процессам; б) исследования ученых и специалистов в области финансирования здравоохранения; в) практический опыт государственного регулирования здравоохранения в России и зарубежных странах; г) концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, методических и аналитических документах органов государственного управления.
Информационной базой курсовой работы послужили справочно-статистические материалы Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфина России, официальные СМИ, аналитические отчеты, а также обобщенный практический опыт работы в этой сфере.
Предложенные методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма финансирования здравоохранение могут быть использованы при разработке нового порядка формирования и реализации федеральных и региональных целевых программ.
Глава 1 Система финансирования здравоохранения в Российской Федерации
1.1 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
Переход на рыночные отношения в начале 90-х гг. отразился на здравоохранении. Экономический кризис привел к еще большему недофинансированию отрасли. Стала очевидной невозможность решения проблем финансирования только за счет бюджетных средств. Это предопределило переход от государственной к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения.
В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три такие модели.
1. Бюджетно-страховая модель. В рамках ее здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).
До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.
Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.
Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.
С введением обязательного медицинского страхования (ОМС) в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:
· бюджетные средства;
· взносы работодателей на ОМС;
· средства населения;
· средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены в следующей схеме (рис. 1).
Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--