Лабораторная работа: Математическое моделирование работы систем массового обслуживания

Задание

Вариант 1. Газозаправочная станция для автомобилей располагает двумя газовыми насосами. В очереди, ведущей к насосам, могут расположиться не более пяти автомашин, включая те, которые обслуживаются. Если уже нет места, прибывающие автомобили уезжают искать другую заправку. Распределение прибывающих автомобилей является пуассоновским с математическим ожиданием 20 автомобилей в час. Время обслуживания клиентов имеет экспоненциальное распределение с математическим ожиданием 6 минут.

На основе расчета функциональных характеристик СМО определить:

– процент автомобилей, которые будут искать другую заправку;

– процент времени, когда используется только один из насосов;

– процент времени использования двух насосов;

– вероятность того, что прибывающий автомобиль найдет свободное место в очереди;

– среднее время пребывания автомобиля на газозаправочной станции.

массовый обслуживание транспорт автомобильный

Функциональные характеристики СМО

Характеристика Описание Значение
l интенсивность входного потока заявок 20
m интенсивность обслуживания 10
относительная нагрузка на систему 2,00000
эфф эффективная интенсивность поступления заявок в систему 13,3333
Lq среднее число заявок в очереди 2,00000
Ls среднее число находящихся в системе заявок 3,73333
Wq средняя продолжительность пребывания заявки в очереди 0,11538
Ws средняя продолжительность пребывания заявки в системе 0,21538
p0 вероятность состояния S0 0,06667
p1 вероятность состояния S1 0,13333
P2 вероятность состояния S2 0,13333
P3 вероятность состояния S3 0,13333
P4 вероятность состояния S4 0,13333
P5 вероятность состояния S5 0,13333
P6 вероятность состояния S6 0,13333
P7 вероятность состояния S7 0,13333

Интерпретация полученных результатов.

– процент автомобилей, которые будут искать другую заправку = pc + m = p7 = 13,33%

– процент времени, когда используется только один из насосов = p1 = 13,33%

– процент времени использования двух насосов = p2 + … +p7 = 80%

– вероятность того, что прибывающий автомобиль найдет свободное место в очереди = 1 – p7 = 86,67%

– среднее время пребывания автомобиля на газозаправочной станции = Ws = 0,21538 ч. = 13 минут

Контрольные вопросы:

1. Из каких основных компонентов состоит СМО?

Системы массового обслуживания (СМО) – это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, которые удовлетворяются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания (сервисов).

Основными компонентами СМО являются два потока событий:

1) входной поток заявок (требований на обслуживание), характеризующийся своей интенсивностью l (средним количеством клиентов, поступающих в систему в единицу времени) или средним интервалом времени между их последовательными поступлениями tпост ;

2) выходной поток заявок, описываемый интенсивностью обслуживания m (средним количеством обслуженных заявок в единицу времени) или средней продолжительностью обслуживания tобсл .

Для СМО разомкнутого типа, у которых входной и выходной потоки подчинены распределению Пуассона, в качестве исходных данных для расчета функциональных характеристик используются:

· интенсивность входного потока заявок l;

· интенсивность обслуживания m;

· количеством параллельно работающих однородных сервисов (обслуживающих каналов) с;

· максимальная емкость очереди m;

· мощность источника заявок f.

2. Какие бывают СМО?

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 210
Бесплатно скачать Лабораторная работа: Математическое моделирование работы систем массового обслуживания