Лабораторная работа: Шумовое загрязнение в нашей школе
С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ), характерное для современной жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения.
Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность. Шумы присутствуют почти во всех населённых пунктах.
Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. К тому же он обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.
Человеческое ухо — очень чувствительный прибор. Воспринимать звук мы начинаем уже тогда, когда амплитуда колебаний частиц воздуха в волне оказывается равной всего лишь радиусу атома. Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16 Гц до 20 кГц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов (табл. 1) .
Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум» , под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ, с частотой от 500 до 2000 Гц. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения — внешнего и внутреннего, и еще не известно, что наносит больший вред (табл. 2) .
Как вы знаете, рядом с нашей школой расположены железнодорожные пути. Шум, создаваемый проходящими поездами, составляет около 80-100 дБ, в то время как болевой порог человека — 130 дБ. Ко всему прочему, такой шум отрицательно влияет на работоспособность учеников, отвлекает внимание и становится причиной многих нервных расстройств. Конечно, хорошие стеклопакеты несколько уменьшают этот шум, но стоит открыть окно — и в класс снова врывается грохот поездов. Но сидеть в душном помещении, особенно в теплое время года, тяжело, и поэтому волей-неволей окна приходится открывать. Можно проветривать помещение только на перемене, но если на улице жарко, то в класс быстро возвращается духота. Поэтому на сегодняшний день эта проблема так и остается нерешенной.
Другим фактором, оказывающим отрицательное влияние на работоспособность, является «школьный шум». От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов — основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то что отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточится.
В ходе нашей работы было проведено два опроса — среди учителей и среди учеников. В них нашло отражение мнение и тех, и других о близости железной дороги, о шуме в классе и на переменах.
Вашему вниманию представлены мнения нескольких учителей. Каждому из них были заданы следующие вопросы:
1. Рядом с нашей школой проходят железнодорожные пути. Мешает ли шум поездов учебному процессу?
2. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?
3. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?
4. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на уроках не будет шумно?
И вот что мы услышали.
Людмила Васильевна
1. Нет
2. Нет
3. Нет
4. Тяжело работать, если в классе свыше 20 учащихся. Оптимальная наполняемость класса, при которой на уроках не будет шумно, — 15 человек (по одному человеку за партой).
Елена Александровна
1. Да, особенно в теплое время года.
2. Незначительно. Иногда появляется раздражительность.
3. Да!
4. Оптимальная наполняемость класса — 10-15 человек.
Ярослав Владимирович
1. Иногда, когда открыто окно.
2. Не думал об этом. Скорее да, загружает нервную систему.
3. Да.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--