Лабораторная работа: SWOT-анализ и построение матрицы McKinsey на примере ОАО
1. Макроокружение предприятия
Макроокружение создаёт общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано как со сферой деятельности, так и с внутренним потенциалом организации. При разработке стратегии развития продукта необходимо учитывать все эти вопросы.
В качестве примера рассмотрим типичное предприятие дорожного хозяйства ОАО «Трест «Донбассдорстрой», трест по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и направлений. «Донбассдорстрой» был основан Указом Совета Министров УССР (№62 от 6 февраля 1968г.) «Про дополнительные мероприятия по реконструкции автомобильных дорог и развития производственно-технической базы дорожного хозяйства республики» и Приказа Миндорстроя УССР (№400а от 5 июня 1968г.), в период, когда началось полномасштабное строительство и реконструкция государственных и республиканских дорог.
Основной целью создания ОАО «Трест «Донбассдорстрой» было строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог в Донецкой и Луганской областях.
В современных условиях ОАО «Трест «Донбассдорстрой» - это основное генподрядческое предприятие по строительству дорог в этих областях.
Ниже приведена схема организационной структуры ОАО «Трест «донбассдорстрой».
В схеме организационной структуры ОАО «Трест «Донбассдорстрой» можно увидеть, что наивысшим органом ОАО является Общие сборы Акционеров. В период между общими сборами акционеров деятельностью общества управляет Наблюдательный совет и Исполнительный орган – управления. Дальше идёт описание самого аппарата треста, который возглавляется Главой правления. Глава правления имеет заместителей. Ступенью ниже стоит Аппарат управления ОАО. В него входят: Бухгалтерия, Планово-производственный отдел, Отдел капитального строительства, Главный механик, Юрисконсульт, Инженер по подготовке кадров, Экономист материально-технического отдела.
Структурные подразделения ДСУ №31, ДСУ №17, ДСУ №6) подчиняются Аппарату Треста. А структурным подразделениям – дорожно-строительные участки, автоколонны, асфальтно-бетонные заводы и подсобное хозяйство.
Отрасль услуг по дорожному ремонту имеет свои особенности, которые состоят из того, что предприятия, которые выполняют подобные работы удовлетворяют в большинстве случаев потребности гос. организаций регионального масштаба, т.е. выполняют «госзаказ», который направлен на развитие инфраструктуры региона и страны в целом.
Анализ макро факторов позволил определить основных заказчиков на строительство дорог ОАО «Трест «Донбассдорстрой» - это службы автомобильных дорог Донецкой и Луганской областей. Также можно выделить таких заказчиков, как ОАО «Алчевский металлургический комбинат» и ОАО «Алчевский коксохим завод».
За 9 месяцев текущего года по договорам со Службой автомобильных дорог в Донецкой Области было выполнено работ и оплачено на сумму 7627627,20 грн.; по договорам со Службой автомобильных дорог в Луганской Области – на сумму 1081429,40 грн. Для ОАО «Алчевский металлургический комбинат» было выполнено работ на 5567691,20 грн., из них оплачено 5084754,60 грн. Для ОАО «Алчевский коксохим завод» в 2008 году было выполнено работ на сумму 659702,40 грн., а оплачено 884992,80 грн., с учётом выполненных, но неоплаченных работ в 2007 году. Детальнее можно рассмотреть выполненные и оплаченные работы работы по ОАО «Трест «Донбассдорстрой» по заказчикам можно в Приложении В (Оборотно-сальдовая ведомость по счёту 361), а также на Рисунке 1.1
Рисунок 1.1 – Характеристика выполнения работ и их оплаты основными заказчиками за 9 месяцев 2008 года.
Анализируя поставщиков материалов для ОАО «Трест «Донбассдорстрой» (Приложение Г – Оборотно-сальдовая ведомость по счёту 631) за последние 9 месяцев 2008 года можно выделить поставки основных материалов. Дизтоплива и битума было получено от ОАО «Нафтотрейд Украины» на сумму 18223089,62 грн. ОАО «Азовинтекс» поставило щебня на 667670,00 грн. ДК «Газ Украины» поставило газа природного на сумму 737119,95 грн., ОАО «Строй-Сервис» поставило материалов на 709412,23 грн. ОАО «Юрт0Ындастри» было выполнено работ на 12903938,40 грн., Корпорацией «Индустриаьный Союз Донбасса» было выполнено работ на 2586567,37 грн. (рис 1.2).
Рисунк 1.2 – Характеристика основных поставщиков материалов / выполнения работ за 9 месяцев 2008 года.
Детальнее влияние макро и микро факторов на данное предприятие рассматривается в следующем разделе.
2. Анализ рынка автотранспортного строительства Украины
За период существования Украины как независимого государства активно строились процессы интеграции в международную транспортную систему, прошли изменения характеристик и направлений транспортных потоков и т.д. В 2006 году, согласно требованиям Закона Украины «Про Автомобильные Дороги» Кабинетом Министров Украины были внесены изменения в классификацию автомобильных дорог постановлением от 24.06.06 №865 «Про утверждение списка автомобильных дорог общественного пользования государственного значения», после чего протяженность дорог государственного значения увеличилась на 3806 км.
По новой классификации, утверждённой вышеуказанным постановлением, автомобильные дороги общего пользования подразделяются на дороги государственного и местного значения.
Основная сеть автодорог государственного значения включает:
- международные;
- национальные;
- региональные дороги.
Местные подразделяются на территориальные, областные и районные.
Общая численность автомобильных дорог в Украине составляет 169.1 тыс. км (Рис 2.1)
Рисунок 2.1 – Характеристика сети автомобильных дорог Украины за 2007 год.
Благодаря географическому положению Украина имеет предрасположения для интеграции в мировую транспортную систему. Уже сейчас через наше государство проводятся транспортно-экономические связи стран Западной и Центральной Европы, Скандинавии с Азией. В перспективе ожидается, что интенсивность этих связей будет значительно расти. Европейское Сотоварищество и страны Азиатского континента в одинаковой мере заинтересованы в создании кратчайших транспортных путей, уменьшении транспортной частички в цене товара.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--