Лабораторная работа: Вода. Растворы. Основания. Галогены
Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой.
Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, пробирки, воронка, натрий, дистиллированная вода, скальпель, пинцет, фильтры, фенолфталеин, лучинка.
Ход работы: Пробирку с водой закрепляют вертикально в лапке штатива. В воду бросают очищенный при помощи фильтровальной бумаги и скальпеля кусочек металлического натрия величиной с полгорошины и накрывают пробирку воронкой. Выжидают некоторое время с целью заполнения водородом пробирки и воронки. Затем газ поджигают у конца воронки пламенем горящей лучинки. Когда весь натрий прореагирует, то в воду капают раствор фенолфталеина, чтобы показать образование щелочи (малиновая окраска). Пробирку заполняют водой так, чтобы остался свободный объем примерно на 1–2 см от края пробирки. Наблюдать и объяснить происходящие эффекты. Записать уравнение реакции.
Техника безопасности: Не трогать руками металлический натрий. Остатки натрия вместе с фильтровальной бумагой погрузить в кристаллизатор с водой.
Утилизация: Содержимое пробирки слить в емкость-нейтрализатор, т.е. в емкость со щелочным раствором.
Опыт 2. Взаимодействие натрия с водой в кристаллизаторе
Оборудование и реактивы: Кристаллизатор, фильтровальная бумага, металлический натрий, пластинка (крышка для кристаллизатора), зеркало, вода, скальпель, пинцет, фенолфталеин.
Ход работы: В кристаллизатор с водой и фенолфталеином помещают фильтровальную бумагу. На влажную фильтровальную бумагу бросают кусочек натрия размером 1/2 горошины. Накрывают кристаллизатор стеклянной пластиной. Подставляют зеркало и наблюдают происходящие явления (дети сидят за партой). Разъяснить происходящие явления.
Техника безопасности: Фильтровальную бумагу, на которой резали натрий, нельзя выбрасывать в мусорный ящик во избежание возникновения пожара. Нужно положить ее в кристаллизатор с водой, чтобы остатки натрия прореагировали с водой. Не брать руками металлический натрий. Пластина служит для предохранения от разбрызгивания жидкости в кристаллизаторе. Установку после демонстрации ставят под вытяжку.
Утилизация: см. опыт 1.
Опыт 3. Взаимодействие магния с водой
Оборудование и реактивы : Пробирка, штатив с лапкой, спиртовка, спички, порошок магния, речной песок, стеклянная палочка, стеклянная трубочка, мерная пипетка на 2 мл, противень с песком, дистиллированная вода.
Ход работы: В пробирку при помощи пипетки наливают около 1 мл воды так, чтобы не замочить водой внутренние стенки пробирки. Затем насыпают такое количество речного песка, чтобы поглотилась вся вода. В этом случае пробирку можно держать горизонтально. При помощи стеклянной трубочки в пробирку вносят немного порошка магния, располагая его у края отверстия пробирки. Пробирку закрепляют в лапке штатива дном немного выше отверстия. Сильно прогревают магний до воспламенения. Как только вспыхнет магний, нагревают влажный песок. Пары воды проходят над магнием. Магний эффектно взаимодействует с водой. Выделяющийся водород загорается, пламя выходит из отверстия пробирки. После прекращения реакции между магнием и водой пробирку охлаждают и разбирают. Написать уравнения реакций, объяснить наблюдаемые явления.
Техника безопасности : Под прибор подставляем противень во избежание возгорания магния на столе при растрескивании пробирки. Не держать спиртовку руками при нагревании магния и песка.
Утилизация. В результате опыта, образуется белый оксид магния: 2М g + O 2 =2 MgO . Оксид собрать в склянку и использовать для демонстрации свойств основных оксидов: а) MgO +2 HCI = MgCI 2 + H 2 O ;
б) MgO+H2 O=Mg(OH)2 - при нагревании в присутствии фенолфталеина появляется малиновая окраска (тема «Металлы главных подгрупп I–III групп периодической системы», IX класс).
В опыте с соляной кислотой – кислоту брать в небольшом избытке. Полученная смесь HCI и MgCI2 используется для демонстрации опытов: а) кислота + металл: 2HCI(MgCI2 ) + Mg = MgCI2 +H2 ;
б) основание + кислота: Mg(OH)2 +2HCI(MgCI2 ) = MgCI2 +2H2 O ;
в) соль + кислота: MgCO 3 +2 HCI ( MgCI 2 ) = MgCI 2 + CO 2 + H 2 O .
Далее растворы MgCI2 отфильтровать и использовать в качестве реактива; магний, Mg(OH)2 и MgCO3 высушить и поместить в соответствующие склянки.
Опыт 4. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией
Оборудование и реактивы: Весы с разновесом, мерная колба на 200 мл, воронка сульфат натрия кристаллический, дистиллированная вода.
Ход работы: Приготовить раствор сульфата натрия объемом 200 мл молярной концентрацией 0,5 моль/л.
Дано:
С m = 0,5 моль/л
Vр-ра = 0,2 л
Найти: m (Na2 SO4 ) – ?
Решение: M r (Na2 SO4 ) = 142
М (Na2 SO4 ) =142 г ./ моль
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--