Научная работа: Экологическое право и экологическая ситуация в России

.

О.В. Мосин

1. ВВЕДЕНИЕ.

Экологическая ситуация в России.

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее акту­альных проблем современности . Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачива­ется естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здо­ровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к стра­нам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение при­родной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки эко­номического характера, не принимая во внимание вред эколо­гического характера и здоровью людей, по подсчетам специалис­тов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующе­го уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благо­приятную для жизни и здоровья окружающую среду перед други­ ми интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. Острейшая эколо­гическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний воз­раст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноцен­ным вследствие генетических изменений и хромосомных абераций. По отдельным промышленно-развитым российским ре­гионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промыш­ленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвы­чайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным норма­тивам качества.[1] Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам. Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользова­ ния окружающей средой безвозвратн о ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть свмоуничтожение человека как вида.

Думается, что разработка экологической политики государства, российского законодательства, научных аспектов экологического права - есть одна из форм обеспечения эколо­гической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Другая сторона экологического права– возмещение причиненного природе или здоровью человека вреда. Она должна осуществляться в комплексе с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами и др. В настоящей рабо­те рассмотрены основные аспекты развития экологического права, современной российской политики в сфере экологии и охраны окружающей среды, состояние этой проблемы, ее разработанность в экологическом праве, действующем российском законодательстве и на практике. При написании работы автор[2] использовал юридическую учебную литературу, Уголовный Кодекс РФ, Конституция РФ, другие источники и нормативно-правовые акты.

2. Экологическая политика современной России

За последние десятилетия масштаб человеческой деятельности, размеры и последствия ее воздействия природу качественно изменились. Традиционные антропоцентристские представления о взаимоотношениях общества и природы вошли в противоречие с реальностью, что подтверждается тревожными фактами антропогенного воздействия человека на окружающую среду. К началу 60-х гг. 20 в. возникла необходимость регламентировать неблагоприятное воздействие человека на окружающую среду.

Социально-правовая потребность в качественном углублении экологических знаний, практическом применении результатов экологических исследований сформировалась условиях мирового кризиса окружающей среды, вызванного антропогенными факторами и прежде всего человеческой деятельностью. Его острота и нeпpeдсказуемость последствий заставляют вспомнить пессимистическое предвидение Ж Б. Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, — предостерегал он еще в начале XIX в., что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (Ламарк Ж. Б. Аналитическая система положительных знаний человека / /Избранные. произведения. В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 442).

В настоящее время экологические проблемы негативно влияют на жизнь 30-40% россиян. Неблагоприятное состояние окружающей среды является одной из важнейших причин обеспокоенности. Например, по результатам опросе проведенных ИСПИ РАН, для москвичей три основных причины обеспокоенности выглядели следующим образом преступность — для 56% респондентов, высокие цены -для 52%, экологическая ситуация — для 32%.

От экологической ситуации в стране (регионе) объек­тивно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность об­щества, а в конечном счете национальная безопасность. Например, следствием неблагоприятной экологической ситуации в Москве (загрязненность атмосферного возду­ха оксидами азота и углерода, фенолом и т. д.) являют­ся высокие уровни заболеваемости населения болезнями органов дыхания, на 25—40% превосходящие средние показатели по России.

Проблема занятости в регионах обостряется вследствие принудительного постоянного или временного закрытия экологически вредных производств, в особенности тех, которые являются градообразующими факторами.

Привычные и доступные для населения виды отдыха «не выживают» в условиях ухудшения экологической ситуации. Так, многочисленные случаи отравления гриба­ми, имевшие место в Европейской России в 1994 г., были связаны с аккумулированием грибами солей тяже­лых металлов.

Сложные экологические проблемы оказывают влияние на характер и остроту противоречий по линиям «центр - регионы», «регион - регион», а в условиях многонационального государства и на межнациональные отношения. Таким образом, ухудшение экологической ситуации ущемляет социальные потребности и противоречит ин­тересам населения, вызывая социально-экологическую напряженность на региональном и национальном уровне. При определенных условиях данная напряженность приводит к возникновению социально-экологических конфликтов. Так, активное противодействие населения вы­звало необходимость консервации завода по уничтоже­нию отравляющих веществ, готового к пуску в Чапаевске.

Для современной России социально-экологическая напряженность является одним из основных факторов формирования неблагоприятной социальной ситуации в стране, что подтверждают результаты социологических исследований, проводимых ИСПИ РАН по репрезентатив­ным выборкам с 1998 г. В 2000 г. уже 40% опрошенных отметили наличие существенной связи между экологичес­кой ситуацией и социальной напряженностью в месте своего проживания, а отрицали наличие данной связи — всего 9% респондентов. Саму же экологическую ситуа­цию в месте проживания оценили как крайне неблагополучную 27% опрошенных и как не вполне благополучную — 57%. Результаты экспертного опроса специалистов-экологов, выполненного в феврале 2002 г., не имеют качественных отличий от вышеприведенных.

Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая политика, потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамках традиционной «двухкоординатной системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности. «Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, — пишет А. В. Яблоков, то все социальные проблемы теряют свой смысл». .

Необходимость в экологической государственной политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа развития России:

во-первых , взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;

во-вторых , экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества);

в-третьих , если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а не оздоровляя окружающую среду может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.

Экологическую политику можно трактовать как систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на тер­ритории страны . Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, приро­ды. Разработка и реализация экологической политики яв­ляются сложными задачами не только в связи с принци­пиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и кон­цептуальных вопросов.

На концептуальном уровне предстоит окончательно определить стратегию взаимодействия человека и приро­ды. В качестве новой парадигмы, как правило, предла­гается концепция коэволюции, т. е. развития человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней. Однако даже среди ученых нет пока единого толкования коэволюции. Ряд исследовате­лей подразумевают под ней примат природы и сохране­ние ее в неизменном (или хотя бы в относительно неиз­менном) виде, другие же считают сохранение «статики» во взаимоотношениях общества и природы утопией. С их точки зрения, речь может идти только о сохранении «устойчивого равновесия» (термин принадлежит Э. Бауэру), т. е. состояния, когда изменение параметров биосферы происходит столь медленно, что человечество способно адаптироваться к переменам и вписаться в практически стабильные биогеохимические циклы (см.: Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1999).

К тому же переход к парадигме коэволюции как ос­нове государственной экологической политики придется осуществлять в условиях недостоверности даже средне­срочного прогнозирования экологической ситуации, нео­пределенности оценок вероятности и возможных темпов развития отдельных составляющих мирового экологичес­кого кризиса.

Еще в конце 60-х гг. в докладах Римского клуба «Пределы роста» и «Человечество на перепутье» (см.: Meadows P . L. TheLimitstoGrowth. N.-Y., 1972: Mesarovich М ., Pestel Е . Mankind at the Turning Point. N.-Y., 1974; Моделирование глобальных экономических про­цессов. М., 1984) были сформулированы следующие выводы:

- при сохранении современных систем ценностей, рост населения и рост производства взаимоускоряют друг друга, причем и численность населения и объем производства возрастают экспоненциально даже при приближении к физи­ческим пределам;

- для стран с высоким уровнем развития наибольшую опасность в экологическом отношении представляют раз­витие атомной энергетики и рост загрязнения окружаю­щей среды, для стран с низким уровнем — прогресси­рующее истощение природных ресурсов на фоне роста населения;

-глобальная экологическая катастрофа («экологичес­кий коллапс») может разразиться через относительно ко­роткий промежуток времени, уже к середине XXI в.

Не оспаривая принципиальное содержание этих выво­дов и разделяя мнение об очевидном банкротстве разви­тия экономики, осуществляющегося в предположении безграничной способности окружающей среды к само­очищению, многие исследователи, однако, считают, что «в силу недостатка достоверных сведений о механизме процессов деградации научное прогнозирование последст­вий современного природопользования или перехода к но­вым формам управления затруднено» (Меняющихся мир: географический подход к изучению. Советско-американс­кий проект. М., 1996. С. 15). Подтверждают этот вывод, например, материалы официального доклада всемирной метеорологической организации (2000 г.) об итогах изуче­ния возможных последствий парникового эффекта. В докладе отмечается, что при сохранении современ­ных тенденций можно прогнозировать спад производства сельскохозяйственной продукции (Бразилия, Перу, Сахельская зона Африки, Юго-Восточная Азия, Китай, азиатская территория бывшего СССР): вымирание лесов: подъем уровня моря на 25-30 см к 2050 г. и на 1 м 2100 г. Все это может привести к физическому исчезновению ряда островных государств, миграции десятков миллионов людей; в крупных городах возможно возникновение се­рьезных угроз здоровью людей.

Однако при этом авторы доклада констатируют, что ныне вряд ли возможно однозначно связывать общую тенденцию потепления климата с лавинообразным разви­тием парникового эффекта, хотя нарушение естественно­го кругооборота углерода под влиянием антропогенной деятельности не вызывает сомнений. Приведенные оцен­ки верны, если существующие климатические изменения действительно связаны с проявлением парникового эффекта и сохранятся в будущем, но так ли это в действи­тельности. можно говорить лишь с определенной степе­нью вероятности.

Значительную сложность представляет «техническое наполнение» г осударственной экологической политики. В качестве примера можно сослаться на весьма актуаль­ную для России проблему утилизации отходов ядерных энергетических установок (см. табл.). Многие подобные технические проблемы требуют раз­решения уже сейчас, что связано с неизбежностью во­левых решений и потенциальной угрозой отдаленных последствий их неизбежности.

Достаточен ли для долговременного определения ос­нов экологической политики России ее переход к концеп­ции устойчивого развития? Эта концепция в существующем виде не представля­ет собой некоторой законченной модели (программы, проекта). Фактически она определяет лишь совокупность принципов, следуя которым можно обеспечить обществен­ный прогресс без превышения потенциальных возможно­стей экологических систем, добиться удовлетворения жизненных потребностей населения и формировать их смещая в некоторую экологически рациональную область. В какой степени это выполнимо в современных услови­ях, пока не ясно.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 315
Бесплатно скачать Научная работа: Экологическое право и экологическая ситуация в России