Научная работа: Туризм как вид деятельности человека
Рассматривая туризм как вид рекреационной деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг» и «рекреация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиницийий более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.
Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения понятий «свободное время», «досуг» и «рекреация» мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время».
В.М. Пича отмечает: «Время – этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длительность и последовательность всего сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом».[1] Следовательно «свободное время», «досуг», «рекреация» представляют собой совокупность видов деятельности, осуществляемых в определенный отрезок времени.
Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущности времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «Основные формы всякого бытия, - есть суть пространства и время».[2] Время - это атрибут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Определение времени как всеобщей формы существования движущейся материи имплицирует вывод о существовании физического, биологического и социального времени.
Время как таковое описывается через чередование материальных объектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование положений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что используемая шкала - это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередование этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представление людей об их содержании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, солнечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела различную длительность в разных странах и в разные эпохи (5-10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о структуре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Таким образом, очевидно, что летоисчисление - социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается в зависимости от культурного контекста. Отсюда наличие разных летоисчислений в разных культурах. Таким образом, время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структурирования. Человеческое сознание может схватить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения.
Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время измеряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное пространство - это порядок расположения социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым - это последовательность действий людей, их групп и институтов. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени.[3]
Структура социального времени - это социальная конструкция, поскольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений о важности событий. Конструирование социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социального времени, ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценностей.
Для более подробного рассмотрения социального времени необходимо рассмотреть его характеристики. В.С. Поликарпов, на наш взгляд, представил наиболее полные характеристики социального времени.[4]
1) Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаментального ритма общественно-экономической формации.
2) Многомерность. Практическая деятельность является специфическим способом бытия человека. Благодаря ей человек выходит за рамки наличного бытия и «погружается» в сферу возможностей;
3) Качественная неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социально-исторического процесса;
4) Относительность. В любом обществе, дифференцированном на классы и социальные слои, существует многообразие социальных ритмов, поскольку каждый ритм, собственное время и способ его использования, соответствующий потребностям класса.
5) Относительная обратимость. Социальное время необратимо, однако оно обладает относительной обратимостью в субъективном аспекте.
6) Детерминация будущим. Человеческая деятельность в определенной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние континуум возможностей, существующий в настоящем.
7) Детерминация социальной формой движение материи. Социальное время детерминировано человеческой деятельностью, общественным производством, системой функционирующих общественных отношений.
8) Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хронологии «настоящее» в динамически развивающейся общественной системы начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформация различных уровней подсистем системы - экономики, политического устройства, культуры, религии и пр.
9) Знаковый характер существования социального времени. Предметный мир культуры, который имеет знаково-символические системы, является специфическим способом существования модусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпретации изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы.
10) Вариативный характер информационной емкости. Отличие социального времени от природного состоит в его изменчивой информационной емкости.
11) Субъективный аспект. Социальное время является формой целеполагающей предметно-преобразующей деятельности человека.
12) Ценностный характер. Время как форма человеческого бытия является и богатством, и ценностью.
Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.
В настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, - это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В современной литературе существуют разнообразные исследовательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов) - главным образом экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, связанного преимущественно с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.[5]
Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лавриненко[6] в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на совершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее развитие.
Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся.
Уже на основании указанных трактовок можно говорить о значимости свободного времени в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. В связи с этим свободное время, на наш взгляд, представляет собой самоценный ресурс для восстановления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но мы считаем необходимым разграничивать понятия «свободное время» и «досуг».
Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение.[7]
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.[8]
Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--