Шпаргалка: Финансовая система Российской Федерации
Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов, денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондов.
Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.
Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не все денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
1. предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции и услуг;
2. предприятиями и вышестоящими органами при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
3. государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
4. государством и гражданами, при уплате ими налогов и добровольных платежей;
5. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
6. отдельными звеньями бюджетной системы;
7. страховыми компаниями и предприятиями, гражданами, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая (по окончании страхового договора)
8. денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий (отношение между предприятием и работником предприятия по оплате труда, получение ссуды).
Главным материальным источником денежных фондов и доходов является национальный доход страны. Национальный доход страны – это вновь созданная стоимость или стоимость ВВП, за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и с помощью цен, кредита и других финансовых инструментов.
Функции финансов:
1) Распределительная - проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных фондов. Основные доходы формируются среди участников материального производства и делятся на две группы:
· Доходы предпринимателей;
· Заработная плата работников сферы материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов. Необходимо перераспределение национального дохода, связанное с:
- Наличием наряду с материальной, нематериальной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, социальное обеспечение, социальное страхование, управление);
- Межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах более эффективного и рационального использования доходов и накоплений;
- Перераспределение доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные доходы. В основном это происходит через бюджетную систему в виде налогов или взносов во вне бюджетные фонды.
2) Контрольная - проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствиям фондов и расходованию их по целевому назначению.
Помимо вышеуказанных функций финансы выполняют следующие подфункции: регулирующая, стабилизирующая и др.
По своему материальному содержанию финансы – целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы понятия не тождественные. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:
1. средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--