Шпаргалка: Менеджмент - наука управления
Рынок – система отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Виды рынков: 1. В зависимости от территориального (внутренний, национальный, международный). 2. В зависимости от объектов купле продажи: - рынки потребительских товаров и услуг. – рынки ресурсов. – денежный рынок.
Рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучших хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.
Преимущества: функционирование как саморегулирующийся механизм, эффективное распределение ресурсов; возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения; широкое использование достижений НТР. обеспечение свободы и независимости, как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.; способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей; рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.
Недостатки: автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери; рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.); игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений; рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы; отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований; нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.
Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения, государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм.
Современная школа науки управления. Общая характеристика и её отличия от классических школ
Школы М.:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”
В науке современного М. Выделяются следующие черты :
1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления;
3) определяющая роль организационной культуры;
4) механизация и автоматизация управленческих процессов;
5) демократизация управления;
6) интернационализация М.
Понятия «менеджер» и «администратор». Различия между этими понятиями
МЕНЕДЖЕР (английское manager - управляющий), наемный профессиональный управляющий (руководитель предприятия, фирмы, организации и др.); специалист по управлению. Администратор - должностное лицо, ведающее упр-ем. Ответственный распорядитель в каком-л. учреждении, коллективе. Под администрированием мы понимаем действия человека, на которого возложен контроль над тем, чтобы все детально выполнялось, чтобы все заказы и поставки своевременно осуществлялись, чтобы все планы и графики были составлены, чтобы зарплата работникам выдавалась в срок. Задачей администрирования является забота о каждой мелочи для достижения успеха в организации управления предприятием. Менеджмент со своей стороны направлен на мотивацию людей с целью, чтобы они работали самым лучшим образом.
Большинство же менеджеров считает, что если они являются хорошими администраторами, то выполняют свою работу. Тот факт, что они получили скрепки для бумаг, бумаги приведены в порядок вовремя, зарплата начислена и подготовлена к оплате в нужное время, не делает их хорошими менеджерами. Это делает их хорошими администраторами.
Мотивация людей является главнейшей задачей менеджера. Убедить людей работать на вас, поверить в вашу миссию, стремиться к поставленной вами цели, следовать вашим идеям и делать все это с энтузиазмом и энергией - это очень сложно. Задача менеджера состоит в том, чтобы убедить подчиненных работать на вас. Если вы разбираетесь в своей работе, вы позаботитесь о всех возможных способах поощрения людей, чтобы они работали с полной отдачей.
Матрица бостонской группы, её сущность и значение
Матрица БКГ представляет собой удобный прием сопоставления различных СЗХ (стратегических зон хозяйствования), в которых работает фирма. Для определения перспектив БКГ предложила использовать один-единственный показатель - рост объема спроса. РОСТ ОБЪЕМА СПРОСА задает размер матрицы по вертикали. ДОЛЯ НА ЭТОМ РЫНКЕ задает размер матрицы по горизонтали. По мнению БКГ, соотношение темпов роста рынка данной фирмы и его доля определяют сравнительные конкурентные позиции фирмы в будущем.Для каждой СЗХ делается оценка будущих темпов роста, подсчитываются доли рынка и полученные данные вписываются в соответствующие клетки. Матрица предлагает следующую классификацию типов СЗХ - "Звезды", "Дойные коровы", "Дикие кошки", "Собаки ЗВЕЗДА - занимает лидирующее положение (высокая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост). «Звезда» дает большие прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста.
Долю на рынке можно поддерживать:- через снижение цены,- через больший объем рекламы,- через небольшое изменение параметров продукции,- путем более обширного распределения.«Звезда» - это отличительное преимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. По мере того, как развитие отрасли замедляется, «Звезда» превращается в «Дойную корову».
ДОЙНАЯ КОРОВА - занимает лидирующее положение (большая доля на рынке) в относительно зрелой или медленно сокращающейся отрасли, имеет преданных потребителей, и конкурентам их привлечь сложно, ДК дает больше, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, наличных средств (прибыли), так как:- сбыт относительно стабилен;- нет значительных затрат на рекламу и другие мероприятия по продвижению товара; - нет больших затрат на новые разработки.
ДИКИЕ КОШКИ имеют небольшую долю на рынке в развивающейся отрасли (быстрый рост). Поддержка со стороны потребителей - минимальна, отличительные преимущества - неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях конкуренции нужны большие средства. Фирма должна решить, следует ли расширять расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены, либо вообще уйти с этого рынка. Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное СЗХ может успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка. СОБАКИ - СЗХ с ограниченным объемом сбыта (маленькая доля на рынке) в зрелой или сокращающейся отрасли. Этой СЗХ не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей, и она отстает от конкурентов по сбыту, по структуре издержек, имиджу и т.п. Для данной СЗХ характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Компания, имеющая такую СЗХ, может попытаться выйти на специализированный рынок, извлечь прибыль посредством сведения до минимума обеспечивающего обслуживания, вообще уйти с рынка.
БКГ полезна при определении стратегических позиций фирмы, а также при распределении стратегических ресурсов на ближайшую перспективу. Однак прежде, чем использовать БКГ, важно убедиться в том, что рост объема производимой продукции может быть надежным показателем перспектив развития, а относительную позицию фирмы в конкурентной борьбе можно определить по ее доле на рынке. Если эти условия не соблюдаются, перспективы и условия конкуренции сложнее, то придется использовать более сложные элементы анализа.
Основные черты и задачи инновационного менеджмента
И.М. - одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью ИМ является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности:
- разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);
- дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;
- закрытие старых производств
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--