Шпаргалка: Некоторые вопросы основ менеджмента

Организация – это процесс создания структуры предприятия, дающей людям эффективно работать вместе для достижения целей предприятия. Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи.

Полномочия – ограниченное право использования ресурсов организации и направление усилий ее сотрудников на выполнение определенных задач. Особенность полномочий заключается в полном делегировании не человеку, а должности. Полномочия: линейные и аппаратные. Линейные передаются от начальника к подчиненному и т.д. Они образуют иерархическую структуру организации.

Штабные полномочия . Штаб – набор исполнителей, отвечающих за определенную функцию. Полномочия штабные:1) рекомендательные полномочия 2)обязательное согласование 3)параллельные полномочия

Школы управления с позиции человеческих отношений и поведения Маслоу

Начало развития школы:30-50гг.Родоначальник Мэйо. Как влияет освещенность на производительность труда. На произв-ть труда влияют челов. отношения; она повышается не только с увеличением ЗП, но и в результате изменения отношений между рабочими, рабочим и менеджером. Рассматривается общение в рабочее время. Школа управления с точки зрения поведения человека :индивидуалистический подход. Родоначальник Маслоу. Повышение эффективности организации в результате повышения эффективности человеч. ресурсов. Цель: стремление оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук.

Подходы к менеджменту

Отличие школы от подхода. Школа: сформировавшееся управление в широком смысле. Подход-представление как управлять в более узком смысле.

Системный подход. Рассматривается объект и система – совокупность взаимосвязанных элементов, к которым применяют усилия и которыми применяют усилия.

Ситуационный подход. Управление предлагается по ситуации, нет жесткости управления .

Процессный подход (функциональный). Управление рассматривается как процесс последовательно выполненных взаимосвязанных функций управления.

Количественный подход. Современный подход. Управление на основании числовой информации. Применение систем 1с,галактика и т.д. Это автоматизированные системы, а не автоматические, т.е. участвует в управлении человек.

Основные функции управления

1. Планирование -функция целеполагания; постановка цели управления. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации. Куда мы хотим двигаться? какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

2. Организация – организация управления, чтобы достичь цели. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Определение,кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.

3. Мотивация - заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с обязанностями и планом.

4. Контроль -позволяет проверить, двигаемся ли мы в заданном направлении. Установление стандартов и измерение того, что действительно достигнуто.

Основные понятия стратегического планирования

Функция: постановка целей управления. Цели д.б. достижимыми, измеряемыми и четко расположенными во времени. Цели в зависимости расположения во времени: краткосрочные (до года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-10 лет).

Миссия – наиболее общая цель предприятия, которая отражает потребности внешней среды.

Напр., обеспечение удовл. потребностей населения автомобилями. Правильно выбранная миссия обеспечивает хорошее место на рынке.

Формирование миссии и целей: 1)выбор миссии 2)формулирование целей 3)разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, тактика, процедуры, правила). 4)управление, реализация страт. плана и контроль за его выполнением.

Стратегия-разработка плана действий (мероприятий),выполнение которых ведет к достижению целей. Тактика-краткосрочная стратегия, план достижения краткосрочн. и среднеср. целей.

Требования к тактикам:1) тактика не д.противоречить стратегии, а должна разрабатываться для осуществления дальнейшей стратегии. 2)Если стратегию разрабатывает высший уровень, то тактику-средний. 3)Тактику проще контролировать т.к. результат получаем быстро.

Политика-наиб. общий план действий при достижении поставленных целей. Процедуры-описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Правила-определяют, что д.б. сделано в специфичной единичной ситуации. Бюджет-совокупность расходов (часть страт. планирования).

SWOT-анализ сильных и слабых сторон. Факторы внешн. среды , кот. могут повлиять на нас в виде возможностей и угроз: экономические (инфляция, курсы валюты), политические (законы),рыночные (спрос, конкуренция), технологические, международные, социальные.

Внутр. стороны : управление, маркетинг, бухучет, финансы, документооборот, человеческий, культура и образ организации.

В теории три вида стратегии: 1)стратегия роста 2)ограниченного роста 3) сокращения. Выбор стратегии-реализуемость и рискованность. В рез-те оценки страт. можно изменить миссии, цели. На выбор целей, стратегий влияют ценности: 1) теоретическая (истина, знания) 2) экономические (прибыль) 3) политические (власть, признание) 4) социальные (нет конфликтов) 5) эстетические (привлекательность) 6) религиозные (мораль поведения).

Теория Х и У Макгрегора

Поведенческий подход Макгрегора. Теория Х: 1). Люди изначально не любят трудиться 2) у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. 3) больше всего люди хотят защищенности. 4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. Нужна авторитетная власть.

Теория У: 1) труд-естественный процесс. 2) если условия труда благоприятны, то не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней. 3) если люди приобщены к целям организации, они будут самоуправляться и самоконтролироваться. 4) способность к творческому решению проблем – их потенциал нужно раскрыть.

А также: теория Z – люди не икс и не игрек ,все зависит от коллектива. Теория А-каждый человек индивидуален.

Содержательные теории мотивации

Мотивация -это процесс побуждения себя, других и их действий для достижения личных целей или целей организации. Два вида: содержательные и процессные. Содержательные теории –основаны на определении тех внутренних побуждений (потребностей),которые заставляют человека действовать так, а не иначе. Человек испытывает потребность, когда ощущает физиологич. или психолог. недостаток чего-либо. Потребности: первичные (физиологич.,врожденные) и вторичные (психологич., осознаются с опытом). Потребности служат мотивом к действию.

Процесс мотивации через потребности : 1.человеком ощущается потребность 2.у человека проявляется состояние устремленности для удовлетворения потребности 3.поведение,действия,направленные на достижение цели 4.достижение цели 5.результат (удовлетворение, частичное удовл., полностью не удовл.)

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 182
Бесплатно скачать Шпаргалка: Некоторые вопросы основ менеджмента