Шпаргалка: Ответы на вопросы к экзамену по менеджменту и шпоры

13. Типы менеджеров, решаемые ими задачи в орг-ции.

М-р– это лицо, занимающее пост. дол-ть, наделенное полномочиями и обладающее ответ-тью в области принятия решения в пределах своей компетенции. Спецификой труда м-ра явл. конечный рез-т его деят-ти- принятое решение. Содержанием труда м-ра явл. орг-ция реал-ции принятых решений.

Вертик. разделение труда в м-те предполагает выделение трех иерархич. уровней в управлении, кот. и определяют содержание труда м-ра на том или ином уровне. М-ры высшего ур. специализируются на управл. орг-ции в целом, осуществл. стратегич. управл. орг-цией. М-ры средн. ур. осуществл. распорядит м-т в орг-ции, координируют работу м-ров нижнего ур., принимают решения в соотве-тствии с содержанием задач внутр. среды. М-ры нижнего ур. осуществл. операти-вный м-т, решая конкретные задачи, возглавляемого ими субъекта.

Горизонт. разд. труда в м-те позволяет выделить линейных и функцион. рук-телей. Лин. рук. – м-ры, осуществл. координацию деят-ти подразделений в соответсвии с целями и задачами своего иерархич. уровня. Уровень лин. рук. определ. положением возглавляемого им подразделения в иерархич. структуре орг-ции. Функц. рук. – это м-р, возглавл. отделы или службы в иерархич. структуре орг., обеспечивающие возм-ть принятия решений лин. рук-телями. Уровень функц. спец-та определ. иерархич. уровнем лин. рук. подразделения, работу кот. он обеспечивает.

В рыночн. экономике выделяют три вида м-ров: 1.предприниматель – основн. фигура рын. оотношений, инновационная деят-ть кот. связана с пост. материальным риском при орг. нового предприятия, разработки новой идеи, нов. продукта и т.п., предлагаемых обществу в условиях неопред-ти рынка; 2.бизнесмен – субъект рын. отнош., деловая активность кот. связана с наличием капитала и направлена на решение задач, связан. с осущ. операций обмена, услуг между существ. рыночными структурами; 3.коммерсант – самост. эк. субъект рын отношений, специализ-ийся на существ. в условиях рынка отношениях видах посреднич. деят-ти, удовл. потр-ти общества и конкретной личности.

Задачи: -определение перспективных и текущих целей и задач, планирование; -распределение ф-ций, заданий, установление норм, создание необходимых условий и мотивация работников по эффект. реш. задач; -установление и поддержание коммуникац. сети; -контроль, оценка и анализ деят-ти группы в целом и каждого подчинен. в отдельности; -изучение подчиненного персонала, повышение его профессион. уровня; -проведение собраний, совещаний, участие в колллегиальной форме; -деловое общение, переговоры, беседы с подчин. м-рами, заказчиками; -работа с док-тами; -самомен-т (анализ личных рез-тов. установление личных ценностей, безусловное планиров. личн. деят-ти, развитие организ. и коммуникативн. способностей).

14. Качества мен-ров и предпринимателей.

Основные кач-ва м-ра: -инициативность и постоянный поиск новых деловых возможностей – видит раньше других и использ. в практике нов. деловые возм-ти раньше, чем его вынудят обстоят-ва; -целеустремленность – имеет долгосрочное видение, ясно выражает цели, четко формулирует тактические задачи и постоянно их корректирует; -упорство и настойчивость – меняет стратегию и тактику, чтобы достичь цели; готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствия; -готовность к взвешенному (оправданному) риску; -ориентация на эф-ть и кач-во – м-т всегда стремится к совершенству, должен стремится к миним. затратам, но не за счет качества товара; -ответственность – всегда готов принять на себе отв-ть за удовлетворит. решение какой-то проблемы; -систематич. планирование и эффективный контроль; -стремление быть информированным; -способность убеждать; -независимость и уверенность в себе


15. Функции и роли мен-ров.

1.Межличностные роли: 1)Образец для подражания- символ.глава, в обяз-ти кот. входит выполнение обычных обяз-ей правового или соц. хар-ра (хар-р деят-ти -церемониалы, действия, обязываемые положением); 2)Лидер- ответ-ый за мотивацию и активи-зацию подчиненных, ответст. за набор, подготовку работников и связ. с этим обяз-ти (факт. все управл. действия с участием подчиненнх); 3)Интегратор – обеспечивает работу самораз-вив. сети внешних контактов и источников инф-ии, кот. предоставляют инф-ию и оказывают услуги (переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешним орг-иями и лицами).

2. Информационныеые роли: 4)Собиратель инф-ии - разыскивает и получает разнообраз-ную инф-ию (в осн. текущую) спец. хар-ра, которую, понимая орг-ию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешн. и внутр. инф-ии, поступ. в орг-ию (обработка всей почты, осущ.контактов, связ. преимущ. с получение инф-ии (период. издания, ознаком. поездки); 5)Распределение инф-ии – передает инф-цию, полученную из внешних источников или от других подчин., членам орг-ии, часть этой инф-ии носит чисто факт. хар-р, другая требует интерпретации отд. фактов для формирования взглядов орг-ии (рассылка почты по орг-ям с целью получения инф-ии, вербальные контакты для передачи инф-ии подчиненным; 6)Представитель – передает инф-ию для внешних контактов орг-ии относ. планов, политики, действий, рез-тов работы орг-ии, действует как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту).

3. Роли, связанные с принятием решений: 7)Предприниматель – изыскивает возм-ти внутри самой орг-ии и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты по соверш-ию, приносящие изменения, контролирует разработку опред. проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включ. планирование или разработку проектов усоверш. деят-ти); 8)М-р кризисных ситуаций – отвечает за корректировочные действия, когда орг-ия оказывается перед необх-тью важных и неожиданных нарушений (обсуждение стратег. и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы); 9)Распределитель ресурсов -ответст. за распред-ие всевозм. ресурсов орг-ии, что факт. сводится к принятию или одобрению всех знач. решений орг-ии (составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связ. с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных); 10)Ведущий переговоры – отвеств. за предста-вительство орг-ии на всех значит. и важных переговорах.

16. Понятие эф-ти м-та и способы ее измерения.

Эф-ть мен-та – результативность управл. деят-ти, оцениваемая по степени достижения задач орг-ции. Эф-ть м-та проявляется через эф-ть основной деят-ти.

Критерии рез-ти деят-ти орг. по Д. Скотт Синк: 1.Действенность – степень достижения целей орг-ции. 2.Экономичность – соотношение необх. кол-ва ресурсов и фактич. расхода. 3.Качество– соответствие хар-к продукции стандартам и требованиям потребителей. 4.Прибыльность- соотношение м/у доходами и суммарными издержками. 5.Продуктивность- соотношение V продукции за опред. период в натур., стоимостных и др. показателях и затрат ресурсов, соответствующих V продукции. 6.Качество трудовой жизни – условия труда работников. 7.Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функцион. областях деят-ти орг.

Колич. экономич. показатели эф-ти управл.: Эу=П/Зу , где Эу- пок-тель эф-ти, Зу- затраты на управл, П-прибыль (чем больше, тем лучше); Кч=Чу/Ч, Кч- коэф. числ-ти управл. раб-ков, Чу-числ-ть раб. упр, Ч– общая чис-ть (чем меньше, тем лучше); Кз=Зу/З, Кз-коэф. затрат на управл., З-общие затраты орг-ции (чем меньше); Кзп=Зу/ОП, Кзп- коэф. управл. затрат на ед.выпуск. продукции, ОП- кол-во или V вып. прод.


17. Признаки и пути достижения эф-ного м-та.

Признаки (Питерс, Уотермен): 1.Лицом к потребителю. В образцовых компаниях нужды потребителей определяют всю деят-ть орг-ции, а персонал, непосредственно контактирующий с потребителем, - важнейшая категория работников. 2. Производит-ть от человека. Обр. ком. рассматрив. каждого раб-к как источник идей, а не просто как пару рабочих рук. Управление персоналом в этих компаниях строится с учетом психологич. особ-тей, присущих большинству людей. 3.Ориентация на действие. Принять решение, пусть даже плохое, - лучше, чем не принять совсем никакого решения. Обр. ком. непрерывно экспериментируют, пробуют, чтобы как можно быстрее проверить на деле, на потребителе новые продукты, новые технологии, новые процедуры и т.п. 4.Создание атмосферы поиска. Атм. поиска создается поддержкой энтузиастов, развитием всех форм деловых контактов между сотрудниками, коллегиа-льностью управления, мягкой внутр. конкуренцией. 5.Ценностное рук-во. Во многих обр. ком. повсеместно употребл. истории, лозунги, легенды, связанные с этапами развития орг-ции и ее деят-тью, ее видных рук-телей и спец-тов. 6.Верность своему делу. Некот. степень диверсификации становится основой устойчивости орг-ции. Но неразборчивая див-ция наименее успешная стратегия. 7.Простота формы, скромный штат управл. Внутр. структурные формы и системы образц. орг-ций отличаются изящной простотой. 8.Сильные лидеры. Ценности и методы м-та, превращающие орг-ции в образцовые, устанавливаются и развиваются под влиянием сильных лидеров. Совместные ценности – культура орг-ции. Стратегия – страт. цели, политика орг-ции, перспективные планы. Структура – состав и подчиненность подраздел. орг-ции, распределение ф-ций, прав и овтет-ти. Системы – правила и процедуры принятия реш. по всем функцион. областям, информ. система. Стиль – рук-ли орг-ции, стиль рук-ва, коллегиальность в управл. Состав раб-ков – подбор, мотивация, социально-психолог. аспекты. Сумма навыков – обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка.

Осн.мероприятия по повыш. эффект-ти мен-та:

1.Соверше-ие структуры орг-ии, более рац.распред-е ф-ций, прав, ответ-ти. 2.Выработка стратегии развития орг-и, ее политики. 3.Соверш-е системы принятия решений в орг-и, повыш-е ее обоснованности.

4.Разработка эф-ной информ. системы в орг-ии, обеспечив. эффект. коммуникац. связь м/у сот-ками и подразд. 5.Соверш-е системы управления персоналом: подбора, изучения кадров, мех-ма мотивации; осуществление мер по предупреждению возникновения конфли-ктов, выработке умений разрешения возник. противоречий бесконфликтно, повышение квалификац. раб-ков на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества. 6.Развитие форм коллегиальности упр-я, макс.развитие самосто-ти и ответ-ти раб-ков, применение стиля рук-ва, адекватнного внутр. и внешним факторам, воздейств. на орг-цию. 7.Создание культуры орг-ии, выработка ценностей , признаваемых и разделяемых сотруд-ми.


19. Система ф-ций м-та.

Ф-ции м-та определяют устойчивый состав специфич. видов управл. деят-ти, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложений. Дифференциация ф-ций м-та (по сути специал-ция в опред. сфере управл. деят-ти ) позволяет выделить отдельные задачи и виды управл. деят-ти и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления. Различают:

-общие отражают содержание основных стадий процесса управления деят-тью орг-ции на всех иерарических уровнях: целеполагание, планирование, организовывание; учет, контроль, анализ; регулирование).

-социально-психологич. связаны с хар-ром произ. отношений в коллективе (делегирование и мотивация). Делег. означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, кот. принимают на себя ответст-ть за их выполнение. Компетенция -это огранич. право раб-ка или подразд. использовать средства и ресурсы орг-ции для выпонения поставленных перед ним задач. Мотивация как ф-ция м-та означает процесс стимулирования всех участников деят-ти орг-ции для достижения целей развития орг-ции.

-технологич. составляют содержание технологий труда м-ра (решения и коммуникации). Ф-я принятия реш. определ. рез-т деят-ти управленца. Ф-я ком-ции свяана с получением и обеном инф-ции.

Ф-ции взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему м-та, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленч. воздействия на деят-ть орг-ции, специализировать органы управления и труд отдельных м-ров.

20. Взаимосвязь общих ф-ций м-та. основные решения по ф-циям.

Общие ф-ции отражают общий порядок управления деят-тью орг. Они в одинак. степени необходимы как в рамках стратегич, так и в рамках оперативн. м-та. Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач деят-ти орг-ции на опред. преиод времени. Затем осуществ. планирование мероприятий для достижения целей, если они не достигаются, то надо корректировать целеполагание. Далее осуществл. поиск таких организац. решений., кот. бы обеспечили безусловное и наиболее эффект. выполнение установленных плановых заданий. Успешное выполнение предусмо-тренных мероприятий в рамках принятых организац. структур требует учета, пост. контроля за ходом осуществл. процессов и анализа расхождений м/у фактич. и заплан. С помощью регулирования осуществл. выработка решений направленных на устранение возникающих разногласий. Каждая из пары взаимосвязанных ф-ций представлет собой замкнутый контур управл. решений.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 247
Бесплатно скачать Шпаргалка: Ответы на вопросы к экзамену по менеджменту и шпоры