Шпаргалка: Шпаргалка по менеджменту

Процесс постоянных изменений и преобразований в обществе, социально-политической жизни, экономике вынуждает нас овладевать все новыми и новыми знаниями. Важная часть этого знания, как показала мировая практика, - это менеджмент. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент (управление) – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных ситуациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию, М – это также собирательное от менеджеров – это определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. ***Роль менеджмента и менеджеров становится всё заметнее с развитием экономики, процессами мировой глобализации, когда от решения управленца могут зависеть судьбы миллионов людей и целых регионов земного шара. Но не менее важна роль грамотного управления и в малом бизнесе. По количеству – это подавляющая часть фирм, по значению – это наибольшая приближённость к повседневным нуждам населения и в то же время это полигон для технического прогресса.

Возникает вопрос – можно ли считать понятия менеджмент и управление синонимичными? В общем смысле да. Но под понятием менеджмент понимается конкретный профессионально подготовленный индивид. Для обозначения категории людей применяется понятие администрирование. ***Существуют различия и между бизнесменом и менеджером. Бизнесмен – это тот, кто делает деньги, владелец капитала, приносящего доход, он может непосредственно не входить в структуру управления. Менеджер же – это наёмный работник, занимающий определённую управленческую должность.

Наша страна проходит этап ломки административно-хозяйственной системы и создание новой, отвечающей современным требованиям. Создание современной системы управления невозможно без изучения мировых достижений в этой области и создания на этой базе адекватной системы управления, которая способна обеспечить производительность, эффективность, динамичность и адаптивность производства, а значит стать рациональным средством внесения стабильности в нашу экономику.

Вопрос 2. Организация как субъект управления. Основные характеристики организаций.

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Т.о. ОРГАНИЗАЦИЯ — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. Большинство организаций имеет набор взаимосвязанных функций и является сложными.

Характеристики сложных организаций

РЕСУРСЫ. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация

ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира — от внешней среды — как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. Большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и цели деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения могут называться самым разнообразным образом, но это не влияет на их суть. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, по сути своей, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Вертикальное разделение труда приводит к формированию 3 уровней управления: 1) рук-ль низш звена (наблюдает за пр-ссом произ-ва: мастер, зав. Отделом, т.е. это организ уровень, находящийся непосредственно над рабочими), 2) рук-ли средн звена (координир и контролир работу мл начальников, содержание их работы значительно варьируется: декан, директор филиала), 3) рук-ли высшего звена (отвечают за принятие важнейщих решений для организации в целом: ректор, вице-президент).

НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи д/б скоординированы посредством вертикального разделения труда, поэтому управление является сещественно важной деятельностью. В малых организациях не имеется часто четко выделенной группы управляющих. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Фактически суперкрупные организации современного общества стали возможны только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности.

Управление – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей. При руководстве организацией используются следующие методы управления: 1. Экономические. Основаны на использовании экономических механизмов регуляции поведения людей. Когда экономические цели людей и организации совпадают, деятельность людей оценивается экономическими результатами и они получают определенную плату за результаты труда. Экономические методы включают в себя экономические рычаги, способствующие повышению эффективности производственной деятельности организации. Эти рычаги делят на: 1) стимулирующие деятельность коллектива и отдельного работника ( к ним относят материальное стимулирование и система льгот). 2). Повышающие ответственность за результаты деятельности. (система налогооблажения, прибыль, цена, система кредитования). 2.Организационно-распорядительные (административные). Ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы воздействий отличают прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. К административным методам относятся: формирование структуры органов управления, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации, установление административных санкций и поощрений. 3. Социально-психологические методы. Основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, соц.потребности и т.д.) . В число этих методов включают: социальный анализ в коллективе работников, социальное планирование, создание творческой атмосферы в коллективе, участие работников в управлении, психологическое воздействие на работников, развитие у работников инициативы и ответственности. Экономические и социально-психологические методы в отличие от административных носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект. Все эти методы при руководстве организацией должны использоваться одновременно, но степень использования того или иного метода определяется –характером руководителя и выбранным им стилем руководства.

Вопрос 04,05. Школы в управлении: научная, административная, науки о поведении и человеческих отношений, науки управления.

Важное место в ряду подходов к управлению (наряду с процессным, ситуационным и системным) занимает подход на основе выделения различных школ управленческой мысли: …1. Приверженцы научной школы управления ( Тейлор, Гант, Гилберт) полагали, что, используя наблюдения, логику и анализ, можно повысить эффективность производства. Важным вкладом в развитие управленческой мысли этой школы было использование стимулирования работников и предложение об отделении управленческих функций от неуправленческой работы.Они сконцентрировали внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Представители – выходцы из рабочих, поэтому они уделяли особое внимание управлению производственным процессам. В то же время они первыми отделили управление от производственного процесса и определили его как особый вид деятельности, а в качестве основной работы руководителя определили рациональную организацию производственного процесса. Они разработали систему нормирования труда и систему сдельной оплаты труда. 2. В отличие от научной школы управления, занимающейся исследованиям управлением производством, представители административной школы или классической школы (Файоль, Муни, Урвих)занимались совершенствованием управлением организацией в целом, с помощью создания универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали 2 аспекта: разработка рациональной системы управления орг-ции (финансы, производство и маркетинг) и построение структуры организации и управления работниками (напр, пр-п единоначалия). Принципы управления Анри Файоля: разделение труда, полномочия (право отдавать приказ) и ответственность (где есть п есть и о) , дисциплина, единоначалие, единство направления, подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала, стабильность, справедливость (сочетание доброты и правосудия), порядок). Представители – все были крупными управляющими и они считали, что достаточно хорошо описать определенный вид деятельности по управлению, определить методику выполнения отдельных работ и любой человек независимо от его характерных особенностей сможет выполнять этот вид деятельности. Они определили управление как процесс реализации функции, а функция как отдельные виды управленческой деятельности, выделив при этом общие функции управления . 3. С развитием психологии и социологии, учёные стали всё больше уделять внимание человеческим отношениям. Их точка зрения заключается в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевой характер для достижения организации. Представители школы человеческих отношений полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих сотрудниках, то и уровень удовлетворённости, а отсюда и производительности д вырасти. Школа поведенческих наук изучала прежде всего на методы налаживания межличностных отношений.

Эти 3 школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но т.к. они выступали в защиту единственно лучшего способа, рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду. Ни 1 из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

4. Школа науки управления использует количественные методики, таких как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Математика, статистика и др. науки внесли свой вклад в развитие теорий управления. Вклад школы науки управления: углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей (форма упрощенного представления реальности) и развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Вопрос 03. Основные подходы к управлению.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления

1. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

2. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как процесс, как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, которых выделяют 4 вида: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти ф-ции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей. 1,Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей и отвечает на три следующих основных вопроса1. Где мы находимся в настоящее время? 2. Куда мы хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это?2, Организация – рук-ль решает, кто именно должен выполнять каждое конкретную работу, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Организация создания некой структуры фирмы, необходимой для выполнения планов. 3. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

4. контроль. Для того, чтобы мотивировать своих работников, руководителю следует определить, каковы их потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

3. В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Изменение одного из этих элементов, приводит в движение другие, поэтому рук-ли д осознавать последствия своих решений и их воздействие на различные аспекты организационной деят-ти. Т. е. Организация – открытая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем.

4. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Вопрос 06. Внешняя среда организации прямого и косвенного воздействия.

Наряду с внутренними факторами, руководству орг-цией необходимо учитывать и внешние, поскольку орг-ция явл открытой системой, зависящей от обмена ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

Выделяют следующие хар-ки внешней среды: взаимосвязанность факторов – сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы, сложность – число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на орг-цию, подвижность – относительная скорость изменения среды, неопределённость – относительное кол-во инф-ции о внешней среде и степень уверенности в её точности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 410
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по менеджменту