Шпаргалка: Шпаргалка по Политологии 10
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику. Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:
- сама политическая власть, ее сущность и структура;
- механизм распределения и осуществления власти;
- легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.
Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.
Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.
Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.
Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии. В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном.
4. Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:
- Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.
- Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.
- Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.
- Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.
- Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического
3. Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы (подходы).
Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход . Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Он предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формулировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.
В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.
Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод , с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.
Иной срез анализа политики открывает антропологический метод , который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.
Хорошо известен институциональный метод , ориентирующий на изучение институтов , с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий и других организаций, а также права и иных регуляторов политики.
Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод , возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.
Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе , который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций. Особое место среди методов политической науки занимает психологический подход , в том числе психоанализ . Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д. Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод . Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.
1. По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики :
• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;
по уровням:
• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);
• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);
• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;
• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;
• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;
по объему:
• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;
• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;
по функциям государства (по области распространения):
• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;
• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.
Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно понятие «политика». Выделим основные функции политики в обществе . К ним относятся:
• управленческая (политическое руководство обществом);
• интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
• регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
• теоретико-прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;
• артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
• нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
• социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.
В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что п-ка – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание п-ки остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется сложностью и многогранностью самой п-ской реальности. Изначально исторически понятие п-ки связывалось с гос-вом, гос. устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «п-ка» восходит к древнегреческому слову «polis», т.е. город, гос-во или обществ. устр-во. П- ка включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.1) Первое определение политики дают мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Политика это: а) гос-во, а сфера политического; б) это сфера гос. отношений (т.е. это общение между людьми по поводу гос. управления); в) это взаимодействие гос-ва и гражданского общества.2) Классовый подход (теория К. Маркса). Политика – это классовая борьба. Она связана с разрешением непримиримых противоречий между классами, имеющими разные экономические интересы.3) Бихевиористское (от англ. «бихей» – «поведение»). Политика – это поведение политических лидеров в их общ-ве за политич. власть.4) Политика в чел-ком измерении. В центр политики ставится человек с его проблемами, запросами, правами. Политика осуществляется с учетом всех факторов.5) Американский политолог Дауз дает след определение политики. Политика – это сфера жизнедеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами; ядром этих отношений явл. борьба за завоевание, удержание и использование политической власти.6) В соврем. лит-ре научное понятие п-ки чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их гос. и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей.
5. Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он исследовал типы государственного устройства 158 существовавших греческих полисов. Результаты изложил в труде «Политика». С точки зрения Аристотеля человек—общественное животное. Реализовать свою потребность в общении он может в семье, общине и государстве. Формы государственного устройства Аристотель разделяет на правильные и неправильные в зависимости от целей правителей. Правильный государственный строй тот, при котором преследуется общее благо независимо от того, сколько человек правит. Неправильный строй тот, при котором преследуются частные цели правителей. Правильные государственные формы: монархия, аристократия и полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Среди правильных форм наилучшей Аристотель считал политию, говорил, что она свободна от крайностей неправильных форм государства может успешно функционировать, опираясь на средний класс.
Политические идеи Др.Рима имели много общего с политическими учениями Др.Греции. Новизна политических взглядов римских мыслителей в том, что ими были выдвинуты идеи, которые соответствовали отношениям зрелого рабовладельческого общества. Значительный след оставили Тит Лукреций Кар, который в своем произведении «О природе вещей» развивал идеи договорного характера происхождения государства, и Марк Туллий Цицерон, который стоял у истоков правового государства—«Диалоги о государстве и о законах».
Эпоха Средневековья не принесла значительных открытий в сфере общественно-политической мысли. Особенности связаны с сильным влиянием христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всего Средневековья шла борьба между светской и духовной властями вокруг вопроса о главенствующей роли имперской или папской власти. Обе стороны искали и находили аргументы в священном писании. Мыслителями Средневековья вопрос решался в пользу церкви. Основные мысли теократической теории заключались в том, что всякая власть происходит от Бога. Притязания церкви на участие в государственной власти пытались обосновать Аврелий Августин, Гелассий и Фома Аквинский.
Гелассий—основатель теории «двух мечей». Обладая двумя мечами (властями), Папа один меч (духовная власть) оставляет себе, а второй (светская власть) передает королю. Потому король должен подчинятся Папе.
Фома Аквинский считал, что светской власти принадлежат только тела людей, а души—Богу, церкви и Папе Римскому, потому им должны подчиняться все, в том числе и монархия. Фома Аквинский утверждал, что насколько Бог выше человека, настолько и духовная власть выше власти земного государя
6. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них. Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353-430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии. Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225-1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям ВОЗРОЖДЕНИЕ Н. Макиавелли (XV–XVI вв.). Основное произведение «Государь». Здесь он определил политическую науку как науку о государстве. Он ввел в научный оборот термин «государство» в его современном значении. Главное в исследовании Макиавелли – гос. власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Это «клиническое» исследование власти, ее анатомии, патологии. Макиавелли, как отмечается в историко-политической литературе, сделал рывок в методологии исследования политики. Он, во-первых, разграничил анализ объективных факторов и нормативных принципов, «суждений о реальности и суждении о ценностях»; во-вторых, отделил политическое научное знание от теологии. Словом, Макиавелли, в противоположность средневековой схоластике, исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую политическую реальность. На этой основе Макиавелли высказал мысль о законах общественно-политической жизни, имея в виду проявляющиеся при анализе фактов устойчивые взаимосвязи и существенные последовательности. Наибольшую славу принес подход к определению средств достижения цели. «Цель оправдывает средства». «Государь, чтобы достичь успеха, должен идти на все. Государи стоят выше законов, морали.» Т.е. Макиавелли впервые отделяет политику от морали. Наилучший способ удержать под контролем завоеванное гос-во – его разрушить, особенно, если гос-во было ранее республикой. «Тем, кто приобрел власть путем злодеяний, надо покончить со своими политическими противниками сразу.»
7. Политическая мысль Нового времени.
Томас Гоббс.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающийся политический мыслитель и философ-материалист, творчество которого относится к периоду английской революции середины XVII в. В своих произведениях "О гражданке" и "Левиафан" Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.
В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией, "Левиафан" оказался спроецированным прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.
Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровополитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.
Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко егоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния "войны всех против всех". Как следствие этого создается "общая власть", которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.
Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.
Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом,- политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства: "Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты". Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом, возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние. Так, по Гоббсу, образуется "политическое тело".
Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть "войну всех против всех", экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть "так обширна, как только можно ее представить". В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.
Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на "рационально-бюрократических" принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических, так и республиканских. Тем не менее симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Это - одна из ведущих теорем его политической геометрии.
Отправной момент для обоснования права в учении Гоббса - аксиома о прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ, обладающих примерно одинаковыми физическими и умственными способностями.
Безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии пародоксально оборачивается высшей несвободой, поскольку любой человек имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает такую свободу в "войну всех против всех". Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена под углом зрения совместной мирной жизни людей. Отсюда - естественные законы, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Начало взаимности в получении прав предполагает равноправие людей, их равенство как субъектов права. Привелегии противоречат принципам гражданского общества, естественным законам. Фактическое, прежде всего имущественное, неравенство не должно превращаться в политико-юридически привелегию или создаваться на основе такой привелегии. Иначе будет невозможно само гражданское общество.
Осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного ("гражданского") законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.
Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.
8. Становление и развитие политической мысли в России
Почти весь 19 век шла ожесточенная борьба между западниками и славянофилами, в том числе и в сфере политических идей. Западники (Гороновский, Тургенев, Чаадаев, Аненков) выступали за принятие Россией западноевропейских ценностей, парламентаризма, конституции, за проведение прозападных реформ и давление общественности на государя с этой целью. Славянофилы (Аксаков, Хомяков, Киреевский и др.) считали западный путь неприемлемым для русского народа. Они говорили об особой миссии России, её нравственном превосходстве и важнейшей роли православия, которая, как они считали, следует освободить от контроля государства. Они выдвигали идею о том, что Россия соберет под знанием православия всё славянство, а затем и всю европейскую цивилизацию и станет ядром обновленной мировой христианской цивилизации. Параллельно с такими идеями развивались и концепции революционных демократов (Герцен, Огарёв, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др.) Они призывали к решению общественных противоречий путём народной революции, к созданию народной республики на основе христианской общины, к децентрализации власти. Эти идеи получили позже название народничества. Народники критиковали западный парламентаризм, либерально-конституционные идеи и капитализм. В 60-80 годах 19 века преобладало революционное народничество, в котором проявилось 3 течения: пропагандистское (П.Лавров), бунтарское (Бакунин), заговорщицкое (Ткачёв). В конце 19 века возникло либеральное народничество (Н. Михайловский, В.Воронцов и др.). Они отказались от насильственных методов борьбы и выступали за постепенные реформы.
В условиях разочарования народничества в конце 19 века в России укрепилось влияние марксизма. Ленин стоял на позициях марксизма с его идеями пролетарской революции и диктатуры пролетариата, идеях классовой борьбы. Он предложил идею возможности социалистической революции в отдельно взятой стране. Оппоненты Ленина Плеханов, Мартов и др. доказывали, что Россия не готова к социалистической революции и вслед за европейскими социал-демократами выступали за эволюционный путь преобразования. В начале 20 века борьба политических идей в России стала еще более напряженной после создания в 1905 году гос. думы основные политические идеи стали приобретать практический характер программ тех или иных политических партий и парламентских фракций. Революция 1917 года по сути дела положила конец этой конкуренции идеологий и программ, приведя к установлению диктатуры большевиков и тоталитарного политического режима.
10. Понятие, сущность и функции политической власти.
Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. п-ги под В понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие, право). Глубокий анализ понятия В дает совр. польский политолог Ежи Вятр: 1) Бихевиористское. Согласно этому, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности влиять на людей. 2) В – это достижение опр. целей, получение намеченных результатов. 3) В – это возможность использовать опр. средства (насилие). 4) В – это особого рода отношения между управляющими и управляемыми. 5) В – это влияние, оказываемое на других. 6) Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение благ. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими, подчинение организованной силе. Макс Вебер: В – это способность отдать приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства и подчинения. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия. Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов (разрешение). 2) Поддержание порядка, стабильности, социал. равновесия. 3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--