Шпаргалка: Шпаргалка по политологии 18

Ответы по политологии.

1. Объект и предмет политологии.

Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет. Объектом политологии является - "политическая реальность". Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет же политического познания , не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос его определения остается еще не решенным. Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании предмета политологии.
Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта, который формировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой предлагался перечень проблем, изучаемых политологией:
1. Политическая история
2. Политические институты
3. Партии, группы и общественное мнение
4. Международные отношения.

Не смотря на это, разногласия и споры продолжились. Эта проблема во многом также объяснима, стремлением разделить политологию на две самостоятельные дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее в большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.
Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором. Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о "политике", "технологии" политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

2. Философско- политические воззрения Древнего мира.

В политических взглядах Древнего Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в Х1-V11 столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран. В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства. В начале первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная социальная пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы. В середине первого тысячелетия в противовес этим законам появляются различные религиозные течения, которые выдвигают идеи духовного равенства всех людей независимо от принадлежности к той или иной варне /касте/. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство. Отказ буддизма признать справедливой систему варн находил широкий отклик в народе, но уже в 111 в. до н.э., подвергшись соответствующей "обработке", он был превращен в официальную государственную религию Индийской империи. История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений политической мысли. Господствующей была политическая идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное управление по велению неба. Передовые же мыслители, отвергали идею божественной природы государства. Так, в учении Лао-Цзы(V1-Vвв.до н.э.) развинчивается идея о божественном происхождении царской власти. Все социальное зло объявляется порождением "человеческого дао", т.е. законов, установленных правителями в нарушение естественного закона по которому все люди равны. Социальным идеалом Лао-Цзы был строй основанный на равенстве людей и отсутствии угнетения. Одним из великих и оригинальных мыслителей человечества является китайский ученый, поэт и философ Конфуций /551-479 г.г. до н.э. /, который положил начало целому течению в философии и политике - конфуцианству, которое весьма противоречиво. Благо народа - центральный пункт конфуцианской доктрины властвования. А отсюда и представление о государстве как о большой семье, где государь - отец своих подданных, ему преданы чиновники, которые свое право на управление постоянно доказывают знаниями, способностями, мудростью и добродетелью. Народ беспрекословно выполняет волю царя. Одновременно, боясь народных восстаний, Конфуций призывал к "разумному" использованию государственной власти. Конфуцианская модель государственного устройства по своей сути утопична, но многие идеи великого мыслителя находят практическое применение в политике и в наши дни. В постоянной полемике с конфуцианством сложилось политическое учение Мо-цзы /479-384 г.г. до н.э./, который исходил из признания равенства прав людей от природы. Идея мыслителя о естественных правах связана с его идеей договорного происхождения государства. Чтобы положить конец раздорам и вражде, имевшим место в естественном состоянии, люди избрали из своей среды самого мудрого и провозгласили его царем. Так появилась государственная власть. Мо-цзы считал, что верховная власть принадлежит народу, который имеет высшее право избрания правителей и контроля за их деятельностью. Эту идею через многие века будут развивать мыслители европейского Просвещения. Яркими представителями рационалистической мысли древнего Китая были легисты /от латинского " lex" -закон/ или "фацзя" /от китайского "фа" - закон/. "Легисты" или "фацзя" считали, что организация государственного управления должна быть основана не на традициях и ритуале, на чем настаивали конфуцианцы, а на основе единых и строго определенных законов "фа". Чтобы навести порядок в стране, правители должны опираться не на произвол, а на закон, который выше воли царя и обязателен для всех. В государстве все должны слепо повиноваться законам и охраняющей их государственной власти. Легисты впервые разработали основы теории государственного регулирования экономической жизни, но были противниками просвещения и культуры широких народных масс. В политике, считали они, нужно проявлять жестокость, гибкость и обман, ибо государственное правление - это постоянная война между правителями и подданными. Политическая мысль в государствах древнего Востока была первой идеологией классового общества. Политические идеи, выработанные в странах древнего Востока, оказали влияние на политическую мысль рабовладельческих Греции и Рима.

3.Какую роль играет политическая культура в жизни общества, личности.

Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только по­литические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, вза­имодействия власти - индивида - общества. Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

- АДАПТАЦИИ, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

- ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

- КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

4. Подходы и методы, основные функции политической науки.

В настоящий момент существует три основных подхода к определению предмета политологии:
- первый подход заключается в том, что политология рассматривается лишь как одна из наук о политике наравне с политической философией, политической психологией и другими науками;
- второй подход отождествляет политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике;
- третий подход определяет политологию как общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, что включает у себя и политическую социологию, и политическую философию, и теорию государства и права, но др. Такая позиция нашла наибольшее признание среди современных исследователей политических процессов.

Функции политологии

Место и роль любой науки, в том числе и политологии, определяется выполняемыми ею функциями. Основываясь на сущности и структуре политологии, можно выделить следующие её основные функции. Функция рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидацию других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Описательная функция - констатация политических проблем и их оценка, признание некоего положения дел желательным или нежелательным. Политология дает оценку политическому строю, институтам, поведению и событиям. Если обнаруживается несоответствие политических явлений поставленным целям - даются рекомендации о возможных предупредительных мерах. Описание - первый и обязательный шаг для перехода к остальным функциям политологии. Разъяснительная функция - заключается в ответе на другие вопросы, в частности, по какой причине данное явление (процесс) вообще имел место; или почему оно обладает именно такими, а не другими признаками. Прогностическая функция состоит в том, чтобы ответить на вопросы, по какому пути будут развиваться политические процессы, как в будущем будет выглядеть политическая реальность, когда будут иметь место определённые процессы или явления. Это необходимо для выработки механизма рациональной организации политических процессов, особенно таких её разновидностей и форм, как авторитет, влияние, принуждение и др. Вопросами предвидения будущих событий занимается специальная наука - футурология. Характерной чертой футурологии политики является то, что она составляет среднесрочные прогнозы (около 50 лет). Однако период предвидения здесь слишком велик, чтобы признать достоверным прямое прогнозирование последствий. На современном этапе особо важное значение приобретает краткосрочное прогнозирование последствий политического поведения субъектов в различных регионах страны и проводимых ими политических акций. Инструментальная (или прикладная) функция призвана дать ответы на практические вопросы: какие предпринять действия или принять решения, чтобы получить желаемый результат; что надо сделать, чтобы предвидение проектируемой действительности осуществилось - или не осуществилось. Чтобы удовлетворить это требование, необходимо располагать достоверной информацией о состоянии дел и знании средств эффективного воздействия. Такими знаниями должен обладать каждый искушённый политик. Эта функция также обеспечивает изучение и учёт эффективности предпринимаемых политических решений, состояние общественного мнения, отношение общественности к политическим структурам, институтам и нормам.

Методы.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин. Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация;
  • абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;
  • сочетание исторического и логического анализов;
  • мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

  • использование статистики (прежде всего электоральной);
  • анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);
  • опрос (анкетный и экспертная оценка);
  • интервьюирование;
  • лабораторные эксперименты;
  • теория игр.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

1. Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры.

2. Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов).

3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

5. Системная , применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

6. Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 145
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по политологии 18