Шпаргалка: Шпаргалка по теории государства и права 2
1. Понятие и предмет общей ТГиП.
ТПиП дает общие понятия для всех общих юр наук (УП, ГП, АдмП и др). вырабатывает юр мышление – умение следить за событиями, фактами, видеть их юр сторону. (права и обяз-ти, нормы права). Это не только основная наука юриспруденции, но и сложная (объемная). Дает необ-ые пояснения и категории. Это абстрактная дисциплина, объясняет Г и П в общем. ТГиП изучает закон-ти и случайности гос-прав-ой действ-ти. К опре-ию предмета учёные подходят по-разному. Согласно А. Б. Венгерову,Предмет ТГиП — изучает наиболее общие закон-сти возникновения, развития и изменения Г и П, а также тесно связ-ых с ними иных соц-ых явлений. Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией Г и теорией П. В своем учебнике Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что в качестве предмета ТГиП выступают 2 блока объективной действии-ти: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функц-ия Г и П; 2) система основных понятий юриспруденции, к-ые пронизывают все юр науки. Особенность предмета ТГиП явл то, что Г и П исследуются во взаимосвязи, как доп-ие д/д соц институты.
2. Общая теория государства и права как наука.
ТГиП изучает общие законом-сти возник-ия, развития, назначения и функц-ия ГиП. Она как бы вычленяет ГиП из всей системы общест-ых явлений и исследует их внутренние законом-ти. Предметом науки ТГиП служит многостороннее и сложное взаимод-ие О и Г, роль и место ГиП в полит-ой системе О. Она изучает не только гос-но-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общес-ое, групп-ое и индив-ое полит-ое и прав-ое сознание. Единство предмета ТГиП обусловл-ся ее практическим и научно-понятийным единством. ТГП подразделяется на две относительно самост-ые струк-ные части: теорию государства (гос-твоведение) и теорию права (правоведение). Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать Г в его правовом оформлении и юр-ом закреплении, а право — в его гос-ом обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и Г, и П. Итак, предметом ТГиП выступают такие явления общес-ой жизни, как ГиП, основные закономерности их возник-ия и развития, их сущность, назначение и функц-ие в О, а также особенности полит-ого и прав-ого сознания и прав-ого регулир-ия.
3. Теория государства и права в системе юридических наук, ее задачи и функции. Юр науки — часть гуман-ых наук, поскольку ГиП выступают соц-ыми институтами. В свою очередь юр науки можно подразделить на след-ие виды: — ТГиП; - историко-прав-ые науки(ИПН) (история ГиП, история полит-их и прав-ых учений); - отрас-ые юр-ие науки (конст-ное, граж-ое, админ-ое и др отрасли права); - прикл-ые науки (криминалистика, суд медицина, суд психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). Место ТГиП в системе юр наук. Общность ТГиП и ИПН состоит в том, что они рассм-ают ГиП в целом, как бы не имеют границ во времени в познав-ой деят-ти. Различие выражается в том, что ИПН изучают процесс развития гос-прав-ых форм в хронол-ом порядке (т.е. применяют преимущ-но истор-ий метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность ГиП, законом-ти их функц-ия и т.п. (т.е. применяет преимущ-но логич-ий метод). По отно-ию к отрас-ым юр наукам ТГиП выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закон-ти развития и функц-ия ГиП. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с опр-ой сферой общес-ых отн-ий, с рамками соотв-ей отрасли права. Во-вторых, ТГиП исследует общие для всех отрас-ых наук проблемы (нормы права, правоотн-ия, юр ответ-сть и т.д.). В-третьих, она играет методолог-ую роль в юр-ии. Вместе с тем ТГиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из факт-ого материала, содерж-ося в них. Взаимод-ие же ТГиП с прикладными науками в значительной мере явл опосредованным, осущес-ым ч/з отрас-ые науки. Функция – деят-сть. Самост-ые направления в исследовании деят-ти. Осн-ые направления исслед-ой деят-ти (ф-ии ТГП): Онтологическая (познавательная) - познать суть явления. “Что есть ГиП”. Гнесиологическая (объяснительная) - объясняет сущность, почему она именно такова. Эвристическая (творческая) - открытие закономерностей. Прогностическая (предсказательская) - познания переходят в практику, гипотезы для будущего. Политическая (управленческая) - для осуще-ие права на практике. Даёт рекомендации для лучшего его осуществления. Методологическая. Учебная – юр-ая - даёт общетеор-ую подготовку студентов ч/з развитие абстрактного мышления.
4. Понятие и структура методология теории государства и права.
Сущ-ует неск-ко подходов к пониманию методологии. Нек-ые полагают, что метод-ия – не только совок-сть методов, но и наука, применяемая в действ-ти. Методы: 1. дедуктивный – знания выводятся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский – получение знаний из самого опыта, его изучения. Вся совок-ть методов м б разбита на 3 гр.: I). Общефил-ий (то же что диалектическая логика): 1) З-ны: a)единства и борьбы противопол-ей (мир – всегда в движении, но в круговом – по Аристотелю) б) переход колич-ва в качество c) отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2) Содержание и формы (по Гегелю: всякая форма содерж-на, всякое содержание – формировано). 3)Сущность и явление (в каждом из явлений можно выделить сущность, опр-ие законом-ти). 4) Общее и единичное. Вот эти элементы применяются при изучении Г и правовой системы. II.Общенаучные методы, из к-ых самый применяемый - 1)Теория систем или системный анализ: a)элементы и стр-ра (всякая система состоит из элементов, нах-ся в стр-ре), где элемент – наименьшая дробная часть целого, сохр-ая качест-ные признаки целого (правовая норма, гос-ый институт) б)динам-ая устойчивость и надежность; они находятся в обратной зависимости. Динам-ая устойчивость – способ-ть системы приспосаб-ся к изменениям среды, а надежность хар-ет способ-ть системы выдерживать нагрузки c) управ-ия и самоупр-ия. Управ-ие – поддержание системы в заданном состоянии. Самоуп-ие - механизм приспос-ия системы к среде. 2)Сравн-ое правоведение, к-ое нужно для сравнения полож-ого прав-ого опыта др стран и выявление их сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучшению, а вторая задача: постепенное сближение правовых систем разных стран. III. Колич-ые методы (с помощью ЭВМ) – возм-ть автом-ого поиска норм-ых актов, а в последствии автомод-ие юр норм.
5. Частнонаучные методы познания государства и права.
Традиционен для юр науки формально-юр-ий метод. Иссл-ие внутреннего строения прав-ых норм и права в целом, анализ источников (форм права), форм-ой опр-ти права как его важнейшего св-ва, методы систем-ии норм-ого материала, правила юр-ой техники и т. п. — все это конкр-ые проявления ФЮМ. Он применим и при анализе форм гос-ва, при опр-ии и юр-ом оформлении компетенции органов гос-ва и т. д. ФЮМ вытекает из самой природы ГиП, он помогает описать, классиф-ать и систем-ать гос-прав-ые феномены, исследовать их внеш-ю и внут-ю формы. В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравн-ого гос-воведения и правоведения , к-ый имеет свои объектом сходные гос-но-прав-ые институты разл-ых стран. С логич-ой (.) зрения, названный метод основ-ся на последов-ном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки гос-ых и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с анало-ыми институтами др стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необх-ть в полит-их и прав-ых реформах. Вместе с тем сравн-ое государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специф-ие истор-ие, национ-ые и соц-но-культ-ые условия.
6. Организация власти в первобытном обществе.
Любое человеческое О д б каким-либо образом орг-но, т.е. орган-но оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Истор-ки первой формой орг-ии догос-ого О явл-сь родовая община. Личная, родств-ая связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллек-ый труд, общее произ-во и уравнит-ое распределение. Власть в первобытном О олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) явл-сь все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосред-но общес-ой, т.е. не отделенной от О и не полит-ой. Единст-ым способом ее реал-ии было общес-ое самоуправ-ие. Ни профес-ых управленцев, ни особых органов принуждения тогда не сущ-ло. Высшим органом общ-ой власти в роду было собрание всех взрослых членов О — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные ?ы его жизнедеят-ти. Решения собрания были обязат-ыми для всех, так же как указания вождя. Хотя общес-ая власть не имела спец-ых принуд-ых учреждений, она была вполне реальной, способной к эфф-ому принуждению за нарушение сущ-их правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совер-ые проступки, и оно м б достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В больш-ве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.
7. Социальные нормы в первобытном обществе.
Несложные отношения первобытного О регул-ись обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в рез-те воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития О приобретают значение обычаев навыки коллек-ой труд-ой деят-ти, охоты и пр. Обычаи догос-ого О имели хар-ер нерасчлен-ых "мононорм", были одновременно и нормами орг-ии обще-ой жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Правда, особое место занимало такое ср-во обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории челов-ого О, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отн-ий, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное О поддерживало необх-ую дисциплину, обеспеч-ую добычу и воспроиз-во жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
8. Причины разложения первобытного общества и возникновение государства.
В рез-те эволюц-ого развития человек для удовлет-ия своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых жив-ых и раст-ых форм к подлинно труд-ой деят-ти, направ-ой на преобр-ние природы и произв-во орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общес-ого труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). Такие крупные события в общес-ой жизни имели столь же крупные многочис-ые последствия. В изменив-ся условиях возросла роль мужского труда, к-ый стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриарх-ый род уступил место патриарх-ому, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриарх-ые семьи (землед-ев, скотоводов, ремесле-ов), интересы к-ых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производ-ти. Прибавочный продукт как следствие роста производ-сти труда обусловил появление эк-ой возможности для товарообмена и присвоения рез-ов чужого труда, возникн-ия частной собств-ти, соц-ого расслоения первобытного О, образования классов, зарождения ГиП. И все же причины зарождения ГиП коренятся не только в матер-ом произв-ве, но и в воспроиз-ве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода челов-ого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие О, струк-ру его внутренних и внешних отн-ий, культуру. Родовая орг-ия О трансформир-ась в Г эволюционно, сохраняя истор-ую преемств-сть, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгос-ых форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового общес-ого самоуправ-ия еще сохран-ся, но постепенно набирают силу новые предгос-ые стр-ры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильст-ого принуждения и подавления, ибо традиц-ая родовая орг-ия самоуп-ия уже не в состоянии была разрешить возник-ие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
9.Пути и формы возникновения государства.
Формир-ие Г — длит-ый процесс, к-ый у разл-ых народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из осн-ых явл-ся вост-ый путь возник-ия Г, "азиатский способ произ-ва" (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиц-ыми оказались социально-эк-ие отн-ия и стр-ры род-ого строя — земельная община, коллек-ная собств-ть. Управ-ие общест-ой собст-ью становилось важнейшей ф-ией родоплем-ой знати, к-ая пост-но превращалась в обособ-ую соц-ую группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остал-ых членов О. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникнния гости отличается от др вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, испол-шая общ-ые должности, плавно трансформир-ась в гос-ые органы (гос-но-чиновничий аппарат), а обще-ая (коллективная) собств-сть тоже постепенно превращалась в гос-ую. Частная собст-ть тут не имела сущес-ого значения. На рассматр-ый путь зарождения Г значит-ое влияние оказали географ-ие условия, необход-ть выполнения крупномасштабных общест-ых работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопр-их возникн-ие самостоят-ой и сильной публичной власти. Восточные гос-ва заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, эк-ую основу их составляла гос-ая собств-ть. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой диффер-ии. Г одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само Г выступало орг-ром произв-ва. По др истор-ому пути шел процесс возникн-ия Г на территории Европы, где главным гос-вообразующим фактором было классовое расслоение О, обусловленное интенсивным формир-ием частной собств-ти на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возник-ие классов и гос-ва большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В рез-те побед последних в нем утвердились демократ-ие порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновр-но землевлад-ем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной гос-ой машины. По вопросу возник-ия Г на территории Западной и Восточной Европы в лит-ре высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отн-ий зарождалось феодальное Г (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшест-щий феодализму длительный период, в ходе к-ого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а Г — профеодальным. Т о, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриарх-ой семьи, военных захватов, запрета инцеста и др факторов происходит расслоение перв-ого О, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая орг-ия соц-ой жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая орг-ая форма О – Г.
10. Признаки, отличающие государство от родовой организации власти.
При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи нек-ые св-ва, к-ые весьма сущ-но отличали их от первоб-ой орг-ии публичной власти: 1. Если первобытно-общинная орг-ия власти основ-ась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то Г — на террит-ой общности своих граждан или подданных. Терр-ия предопр-ет пространст-ые пределы, границы, отделяющие одно Г от др, порядок формирия и стрру органов гос-ва, их задачи и ф-ции. Следует подчеркнуть, что признаком гос-ва явл-ся не территория сама по себе, а деление нас-ия по месту их проживания, устанав-ющее принадлежность граждан опр-му гос-ву. 2. Г — это особая орг-ия публичной власти, к-ая уже не совпадает со всем населением, носит полит-ий хар-ер. Ее специфика в следующем: — если общес-ая власть первоб-ного строя выражала интересы всего О и в ее формир-ии принимало участие все взрослое нас-ие, то полит-ая власть представляет в первую очередь корпоратые интересы опрой части, соцой группы, класса; — реал-ия полит-ой власти осущ-ся особым аппаратом гос-ых служащих, к-ые отделены от О и, будучи не заняты непоср-но в общес-ом произ-ве, професс-но выполняют управл-ие ф-ии, получая за это ден-ое вознагр-ие; — обеспечение решений полит-ой власти осущ-ся с пом специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.). Для содержания многочисл-ого аппарата гос-ых служащих, представляющего полит-ую власть, необх-мы налоги, сборы, различные обложения.
11. Происхождение и пути формирования права. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим гос-во. Однако м/д мононормами первобытного общества и нормами права сущ-ла более глубокая преемственность, чем м/д органами род-го самоупра-ия и органами гос-ва. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справед-ые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкцион-ны гос-ом и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних гос-тв, продолжая общесоц-ые традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала соц-ой справедл-ти: ограничивали богатство, ростовщ-во, закрепляли справед-ые цены и т.д. Это нашло отражение в древн-их правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно, и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоц-ых ф-ций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламен-ло общес-ые отн-ия в интересах эк-ки господств-его класса. Возникновение права — закономерное следствие усложнения обще-ых взаимосвязей, углубления и обострения соц-ых противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в О, а значит, появилась объективная необх-ть в принци-но новых регуляторах общест-ых отн-ий. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письм-ых источниках, содержат четко сформул-ные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации прав-ых норм, появляются новые способы контроля за их выпол-ем: если раньше таким контролером были О в целом, его общес-ые лидеры, то в условиях гос-ва это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягат-ва против личности, к-ые дифференц-ся в зав-ти от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возник-ия ГиП протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. |
12. Отличие права от норм первобытного общества. В первоб-ом О соц-ые нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религ-ыми и нравст-ыми устоями. С расслоением О на касты и классы обычаи, нравст-ые и религ-ые нормы родового строя не могли сделать условия произв-ва, распред-ия и обмена товаров обязат-ыми для всех прежде всего п, ч единства интересов членов О уже не сущ-ло. Примирить же противопол-ые интересы разл-ых групп населения обычаи не могли. В силу этого экон-ий базис раннеземледел-ого классового О требовал особой формы регулир-ия в виде обяз-ых норм, устан-ых или санкцион-ых и охран-ых гос-ом, т.е. особым аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и предст-ют собой юр-ое право. С их пом. Производс-ые, полит-ие, сем-ые, труд-ые, управл-ие и иные отн-ия приобретают форму прав-ых отн-ий, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или др слоев О, господст-щих в произв-ве, политике и иных сферах жизни О. |
13. Основные теории происхождения государства и права. Тут прежде всего нужно говорить о гос-ти, о процессе построения Г устоявшйся формы. Он объясняется по разному и есть множество теорий. Одни из первых – теологические (традиционная для католиков и ислама). Они исходят из креационного создания Г: Бог создал Г, выбрав посредника (церковь), а они уже представляют его власть в гос-ве. Договорная теория – это общес-ый дог-р, когда люди, пребывавшие в состоянии хаоса и постоянного конфликта догов-ись передать часть своих прав гос-ой власти. Материалистическая теория (марксистская). Основана на учении Маркса и Энгельса, в основе – частная собств-ть, как основа О и способ Г, машины, для подавления одного класса другим. А закон – это правила по к-ым удобно жить правящему экономикой классу. Энгельс – происхождение семьи, Г и частной собственности. Теория насилия – старая, сейчас не применяется. К ней обращались Каутский и Дюрер, но на самом деле они ее не пропагандировали, а лишь старались представить как один из методов образования государства. На самом деле пропагандировал ее Макиавелли. Ирригационная теория – люди объединялись ради совместных усилий по рытью больших ирригационных сооружений вдоль рек, чтобы прокормить растущее население. Происходит разделение труда, т.к. сам рыть никто не хочет, войны, рабы, корабли, появляются менеджеры для управления – и соответственно разделение труда, классы. Кризиная теория- обобщает и выводит создание классов из экологических катастроф. Особенно важная роль уделяется глобальному похолоданию 40 тысяч лет назад. В опр-ой мере задействуются идеи материалист-ой теории. Возникн-ие права - закономерное следствие усложнения общест-ых взаимосвязей, углубления и обострения соц-ых противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в О, а значит, появилась объективная необход-ть в принц-ьно новых регуляторах общес-ых отн-ий. Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала гос-ая собст-сть, основным источником становятся сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульм-их странах. Зафиксир-ые в них нормы носят зачастую казуальный хар-р. В О, основанном на частной собс-сти, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и опр-ти зак-ва, и прежде всего – гражд-ого, регулир-его более сложную систему имущ-ых отн-ий (например, частное римское право). |
14. Понятие и сущность государства. Опр-ие термина “Г” зависит от авторов концепций. Марксистская концепция: Ф. Энгельс: Г - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: Г - машина для поддержания господства одного класса над другим.. Теологическая (божественная) концепция: Г – порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т. п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству. Патриарх-ная концепция: Г – разросшаяся семья (клан), правитель – отец семейства. Сущность- 1. объединяет все характеристики того или иного явления, предмета. 2. едина для всех явлений, процессов оного и того же вида, класса. 3. не лежит на поверхности, сущность надо познать. Три сущностных хар-к Г: 1. власть – гос-во возникает и сущ-ет для того чтобы властвовать. Власть- это способ-ть проводить в жизни свою волю, способность подчигять своей воли волю др. людей. Всякая власть соц-на, т е сущ-т в О, прояв-ся в отн-ях м/д людьми. Носит волевой хар-р, т е представ-ет собой взаимод-ие воли воли властв-щих и воли подвл-ых. В взаимод-ии, при к-ом властв-щие навязывают свою волю, а подвл-ые подчиняются этой воли. Всякая воля имеет опр-ые ср-ва, механизмы своего осущ-ия. Власть м б основана на силе, авторитете. Власть в О бывает в зав-ти от того, где действ-ет : - эконом; - идейная/духовная; - семейная;- полит. 2. суверенитет – сущность гос-ва – суверенная полит власть. Гос-ный суверенитет – это св-ва гос власти, выраж-ся в верховенстве власти гос-ва внутри страны и незав-ти ее во вне. Рассматривая С с внутренней стороны сопостав-ем гос власть с др сущ-ми в О – гос власть-верховна. Рассматривая С с внешней стороны сопост-ем гос власть с властью др стран – гос власть-независима. 3 полит режим – совокупность приемов, ср-в осущ-я гос власти, хар-мая степенью учатия народа в осущ-ии власти, а также наиболее реал-ых полит-их прав и свобод. |
15. Классовое и общесоциальное в сущности государства. Концепции сущ-ти Г: --> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 244
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по теории государства и права 2
|