Шпаргалка: Шпаргалка по Теории организации

1.Место теории организации в системе науки управлении Наука об управлении, которая занимается наиболее общими, глобальными задачами, включает в себя ряд дисциплин, указанных на рисунке 1.

Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.

2и21. Этапы развития теории организации Развитие теории организации включает шесть конкретных этапов: • сбор фактов, явлений, прогнозов, исторических и фольклорных сведений, например, из данных археологии, легенд и мифов Древней Греции;• систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности;• создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы ,например, босс, бюрократизм, иерархия, организатор, организованность, социум, чиновник, управляемость;• нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работников и производительностью труда, закон развития организации, закон синергии;• привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем, например, психология Зигмунда Фрейда, кибернетика Винера;• обобщение отрывочные сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений теории организации. Рис. 1.17. Циклический процесс формирования научной теории Выполнение перечисленных этапов должно проводиться в приведенной последовательности: пропуски каких-либо этапов недопустимы (рис. 1.17).

3.Понятие системы и ее признаки Основой теории организации является теория систем.Система это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации — это необходимое условие ее деятельности

4и14 .Характеристика социальной системы Основной связующий элемент социальной системы — человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными,экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис. 1.7 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.

Рис. 1.7 Виды социальных систем

5. Субъекты и объекты организаторской деятельности В управлении выделяют субъект управления - активную часть, вырабатывающую управляющие решения, и объект управления - часть, подвергающуюся воздействию управляющих сигналов. Иногда их называют управляющей и управляемой подсистемами. Это две части единого целого - организационно-производственной системы (ОПС). Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Понятия “субъект” и “объект” организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Даже рядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д.

6и39. Объективные и субъективные процессы внутри организации В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией организации).

7. Понятие организационных объектов Предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе:• страны мирового содружества;• организации России (заводы, концерны, банки и т.д.);• структурные подразделения организаций (цеха, отделы);• первичные образования (бригады, группы);• человек и интеллектуальная система (техническая, био логическая).

8и23. Организационные формы организаций

Организационные формы предприятий классифицируются по трем типам: -единичные организационные формы (предприятия); - организации, в которых среди учредителей не более одного лица; - объединения на основе либо принципа кооперации, либо концентрации. ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа, (ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг. Для предприятий бытового обслуживания населения применяются следующие организационные формы: ресторан, бар, кафе, предприятие быстрого питания, столовая, магазин-кулинария, шашлычная, блинная, ателье, ремонт бытовой техники, парикмахерская, ломбард и др.

9.Организационные отношения, их состав Организационные отношения — это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее (рис. 1.3) при создании, функционировании, реорганизации и разрушении организации.Организационные отношения могут быть трех уровней:• здравого смысла;• взаимного уничтожения; • заранее спроектированного взаимодействия.

10и46.Определение понятий «воздействие», «взаимодействие», «противодействие». Организационные отношения классифицируются, как структурные и процессорные.К структурным относятся: воздействия, взаимодействия и проти-водействие. Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объ­екта (субъекта) управления к другому .Взаимодействие — это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие. Противодействие — это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

11. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия среды на организацию Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и др. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т. д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

12. Социально-экономические организации, понятия и особенности Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.Так, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:• реализация потенциальных возможностей и способностей человека; • формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором; • сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

13. Социальные и экономические связи внутри организации Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относят: 1 межличностные, бытовые отношения;2 отношения по уровням управления; 3 отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: 1 материальное стимулирование и ответственность; 2 прожиточный уровень, льготы и привилегии. Организации охватывают различные сферы деятельности лю­дей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социа­лизацию создают условия и предпосылки развития коммуника­бельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также соз­дают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил.

15. Особенности отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отно­шения владения, пользования, распоряжения и ответственности. Владение это фактическое обладание вещью. Владение может быть законным (титульным) или незаконным, т. е. не имеющим правого обоснования. Законным владельцем может быть и несобственник вещи (например, арендатор, залогодержатель).Пользование это право потребления вещи с учетом ее на­значения. Здесь имеется в виду эксплуатация оборудования, земли, имущества и получение от нее доходов. Распоряжение это право определять юридическую судьбу вещи. Лицо, наделенное правом распоряжения, может совер­шать сделки дарения, продажи, сдачи в наем, уничтожения и т.д. Лишение данного права означает лишение права собствен­ности (вещного права). Ответственность гражданская (бремя собственности) — это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причи­ненный собственнику ущерб. Ответственность может быть доле­вой, солидарной и субсидиарной. Долевая ответственность возникает при наличии нескольких должников и вытекающего из договора по­рядка их ответственности. Это могут быть равные доли или до­ли, пропорциональные их вкладам. Солидарная ответственность также определяется договором и существует при неделимости предмета обязательства. При этом требования об ответственности могут быть предъявлены как ко всем должникам совместно, так и к любому из них в отдельности. Субсидиарная ответственность определяет дополнительную ответственность третьих лиц за надлежащее исполнение обязательств, например, организаций или физических лиц - гарантов по договору. Отношения субъекта и объекта к собственности должны быть обязательно отражены в договоре.

16.Признаки юридического лица в хозяйственных организациях Юридическим лицом признается организация, которая:1) зарегистрирована в установленном порядке;2) имеет расчетный счет в банке;3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;6) выполняет возложенные обязанности;7) имеет самостоятельный баланс или смету;

17,Порядок создания и регистрация организации Для создания организации необходимо пройти десять этапов. Первый этап : формирование команды учредителей. Результатом первого этапа являются “Протокол учредительного собрания” с подписями всех учредителей, а также паспортные данные для физических лиц и адресно-банковские реквизиты и печать — для юридических лиц. Если учредитель один, то этот этап упрощается, а результатом будет “Решение учредителя” с соответствующими данными об учредителе или организации. В протоколе или решении должен быть указан конкретный взнос каждого учредителя в уставный капитал будущей организации. Там же указываются согласованное месторасположение (юридический адрес) организации и распределение высших должностей; Второй этап : разработка и оформление комплекта учредительных документов (подробно рассмотрено далее). Третий этап : подача документов в Регистрационную палату и их согласование. При подаче документов на всех физических лиц-учредителей должны быть паспорта или заменяющие их документы.Четвертый этап : получение временного свидетельства о регистрации. Свидетельство выдается на срок от 30 до 45 дней. Пятый этап : копирование и заверение документов. Временное свидетельство и все зарегистрированные в Палате документы копируются в 6—7 экземплярах, два из них заверяются в нотариальной конторе, а остальные — в той же Палате. Шестой этап : оформление официальных атрибутов организации (печать, штампы, бланки, коды ОКПО, счет в банке и т.д.). Седьмой этап : постановка на учет (в налоговой инспекции, Пенсионном фонде, Фонде занятости. Фонде медицинского страхования и др.). Восьмой этап : подача комплекта документов в Регистрационную палату. В комплект входят справка из банка, отметка налоговой инспекции, коды ОКПО, отметка Пенсионного фонда и Фонда занятости, уставные документы. Девятый этап : получение постоянного свидетельства о регистрации. Десятый этап : подтверждение постоянной регистрации (в налоговой инспекции и Пенсионном фонде). После создания и регистрации организации необходимо составить: • производственно-технический паспорт, • учетную политику.

18. Жизненный цикл организации. Для организаций основными стадиями являются: создание, рост, стабилизация, спад и ликвидация. Этапы рост, стабилизация и спад относят к функционированию организации (рис.1. 19). В рамках функционирования выделяют этап “реорганизация” в случае, когда организация, сохраняя в основном свою систему управления и производства (статус 1), параллельно формирует дополнительные структуры (статус 2) для перехода на выпуск новой продукции (рис. 1.20). Этап реорганизации составляет время Т1 + Т2 Рис. 1.19. Упрощенный жизненный цикл организации На стадии функционирования могут быть следующие варианты:• сразу спад и ликвидация,• рост и сразу спад,• рост, стабилизация и спад,• рост, стабилизация и рост (см. рис. 1.20);• рост и обширная стабилизация. Рис. 1.20. Схема продления этапа функционирования организации Этап реорганизации составляет Т1 + Т2 , этап функционирования — Т3 ;

19.Принципы статистической и динамической организации. Принципы приоритета• Принцип приоритета цели : в системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция (р Функции (подфункции) — виды конкретных работ Принцип приоритета функции над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализу­ются набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций. Далее создается структура. Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации собственник должен подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение фирмы. В этом случае особое внимание должно уделяться персоналу, личностным и профессиональным характеристикам работников. Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций : руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. • Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и человеческих ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. • Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. • Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. • Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций. • Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. • Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания.

20.Философия развития совершенствования организационных систем. Основными функциями развития и совершенствования организации как процесса и как явления являются сбор информации, контроль, исследование, диагностика, управленческое консультирование и регулирование. Развитие и совершенствование организации как процесса предусматривает: • сбор информации о процессах, происходящих в управленческой, обслуживающей и производственной деятельности, в сфере неформальных отношений; • сравнение ее с принятыми нормами, правилами и стандартами, т. е. фактический контроль полученной информации. Если при этом результаты сравнения будут удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессу, то вся процедура заканчивается, так как в совершенствовании и развитии нет необходимости. Если же выявятся существенные отклонения, то развитие или совершенствование необходимы; • исследование полученной информации на степень ее влияния друг на друга и на результирующие характеристики процесса. Выявляют главную и второстепенную информацию, определяют возможности влияния для ее изменения в требуемую сторону; • диагноз процесса по результатам исследования сильных и слабых сторон рассматриваемого процесса. Например, процесс не представляет единого целого или слабые стороны доминируют над сильными, процесс безнадежно устарел и т.д.; • консультирование при известном диагнозе процесса и требуемом состоянии процесса, т. е. разрабатывают набор решений либо по созданию нового процесса (развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (совершенствование). Если ни один набор решений не подходит по экономическим, организационным или другим соображениям, то на этом процедура завершается; • регулирование — если существует выбранный вариант решений, то он практически реализуется либо самими работниками компании, либо консультантами, либо совместно.

22.Организация организаций. Организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Для решения своих задач она должна включать ряд важных элемент

Рис. 14. Схема основных элементов организации

Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или часть их. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией. В такой организации внутренние внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах.

24.Формы организаций в теории управления. Обычно рассматриваются четыре формы организации: юридическое лицо (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке), например,ООО, АО; неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций); неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без образования юридического лица); неформальная организация граждан.Общие черты для всех форм организации:1 наличие по крайней мере одного человека;2наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;3получение прибавочного продукта в различных формах(материальной, духовной, информационной).

25. Классификация организаций Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:• нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;• возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.; • принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам. Организации могут быть: • правительственные и неправительственные; • коммерческие и некоммерческие; • бюджетные и небюджетные; • общественные и хозяйственные; • формальные и неформальные. Кроме того, различают организации по: • отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.); • самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

26. Организационно-правовые формы организаций Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организаций: Коммерческие: хозяйственные товарищества и общества,• производственные кооперативы,• государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие: • потребительские кооперативы,• общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Рассмотрим формы хозяйственных товариществ и обществ. К ним относятся: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной или дополнительной от­ветственностью, зависимые и дочерние общества.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 288
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по Теории организации