Шпаргалка: Теоретическая основа философии
1. Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания? Обосновать
Методология – учение о методе.
Общее: общественное и индивидуальное сознание – это сознание.
Специфика любого человеческого образования определяется функцией этого образования.
Сознание – это то, что помогает осуществлять и достигать целей (это система, которая обслуживает человеческую деятельность).
Деятельность является первичной, а то, что обслуживает ее второстепенным.
Специфика – должен вести совместную деятельность с другими людьми.
Различие: Индивидуальное сознание – это есть проекция общественного сознания.
Общественное сознание – это прожектор, в свете которого мы видим мир по-человечески.
Индивидуальное сознание – это индивидуальная возможность пользоваться этим прожектором.
Общественное сознание больше у современного человека.
Очевидно, что в соотношении общественного и индивидуального сознания для каждого человека первичным является общественное сознание, а индивидуальное сознание человека формируется как проекция общественного сознания на индивидуальную судьбу, индивидуальную жизненную ситуацию.
Не менее очевидно, что фразой «Общественное сознание есть совокупность индивидуальных сознаний» - не корректна.
1. из фразы следует, что первичной является индивидуальное сознание, но в реальности первичным является общественное сознание.
2. индивидуальное сознание может внести свой вклад в общественное сознание, но может и не внести. Для того чтобы продукт индивидуального творчества закрепился в общественном сознании он должен обладать определенными свойствами. Соответственно общественное сознание не есть простое объединение индивидуальных сознаний.
2. В чем специфика дескриптивного и прескриптивного знания, каково их взаимоотношение?
Содержание всех форм общественного сознания является соответствующее значение. При этом важно различать 2 основных типа знания: дескриптивное и прескриптивное. Дескриптивное знание (от лат. дескрипция – описание) – это описательное, фактуальное знание, которое задает определенную модель мира и выражается суждениями со связкой «есть».Например, «дерево есть зеленое» или «собака бежит по улице». В обоих случаях соответствующим высказыванием задается определенная ситуация, определенная модель мира, в обоих случаях используется суждения со связкой «есть».
Прескриптивное знание (от лат. прескрипция – предписание) – это предписывающее, нормативное знание, которое задает определенную модель поведения и выражается суждениями со связкой «должен». Например «Сергей должен бросить курить».
Дескриптивное знание – это знание, которое подлежит оценке по параметру «истинность – ложность». Если модель мира, задаваемая данной дескрипцией, соответствует реальной ситуации в мире, то дескриптивное выказывание считается истинным, если – нет, то – ложным. В отличие от дескриптивного, прескриптивное знание не подлежит оценке по параметру «истинность – ложность». Модель поведения не является сама по себе ни истинной, ни ложной. Важно таким образом, отметить, что далеко не любое знание может быть подвергнуто оценке с точки зрения истинности.
3. Что общего и различного между: мифологией и религией? Религией и философией? Философией и наукой? Наукой и искусством? Моралью и правом? Моралью и нравственностью?
Мифология и религия.
Религия – форма общественного сознания, сутью которой является:
1. признание мира сверхъестественного
2. признание принципиального различия между миром естественного и сверхъестественного
Общего между мифологией и религией заключается в том, что и там и там существует область критического. В мифологии область некритического занимает все пространство мифологического мышления и обусловлена отсутствием рефлекса. Область некритичного в религии не занимает все пространство религиозного мышления. В религии выделяется и область критичного и некритичного. Граница между ними – момент принятия веры.
Мифология – синкретичная форма общественного сознания.
Общее между мифологией и религией то, что и то и другое формы общественного сознания.
Религия и философия.
Общее: они претендуют на истинность.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--