Шпаргалка: Вопросы по истории. "Древняя Греция"
1. Минойский Крит
2. Развитие Эллады в гомеровское время
3. Ахейская Эллада
4. Причины и основные направления Великой греческой колонизации
5. Роль театров в жизни граждан полиса
6. Социально-политическая борьба в Афинах 90-80 гг.
7. Реформы Солона
8. Государственные органы спартанского полиса
9. Социальная структура Спарты
10. Тирания Писистрата
11. Причины и первый период Персидской войны
12. Второй период Персидской войны
13. Афинская архэ, возникновение и структура
14. Государственные органы афинского полиса в классическую эпоху
15. Афинская демократия в Золотом веке Перикла
16. Причины и основные события Пелопонесской войны
17. Держава Александра II (Македонского), сущность эллинизма
1. Минойский Крит
Древнейшим очагом цивилизации в Европе является Крит. По своему географическому положению он представляет естественный форпост: гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь перекрещивались морские дороги, ведущие на Балканы, в Малую Азию, Сирию и Северную Африку. Возникшая на таком оживленном перекрестке цивилизация не могла не испытывать влияние культур Востока.
На территории острова находилось несколько дворцов и небольших поселений. Центральное место среди них занимал Кносский дворец. От первого раннего дворца сохранились незначительные остатки. Он был разрушен около 1700 г. до н. э., возможно, в результате вторжения неприятеля, на его руинах возник дворец второго периода.
Обнаруженная археологическая ситуация вызвала появление теории миграций: пришельцы с севера в 1700 г. до н. э. уничтожили ранние дворцы. Кроме дворцов в последние годы были открыты также и периферийные поселения, существовавшие одновременно с ними. Они состояли из блоков домов, отделенных друг от друга узкими переулками. В каждый блок могло входить до 20 домов. Площадь поселений, открытых на Крите, составляла 15000 - 25000 кв. м и вмещала до 400 - 700 жителей. Обитатели их занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и морской торговлей. Все они расположены на невысоких холмах, у основания которых имелись более крупные постройки. Археологические находки свидетельствуют также о связях с Египтом и Малой Азией.
Керамические сосуды, относящиеся к начальному периоду существования позднего Кносского дворца, украшены различными растительными мотивами. На более поздних встречаются сюжеты из животного мира, которые отличает реализм изображений.
Кносский дворец состоял из многочисленных хозяйственных и жилых помещений. Дворец не был укреплен. Возможно, потому, что, во-первых, море являлось естественной границей, во-вторых, все расположенные на Крите поселения и другие дворцы подчинялись Кносскому и могущественные правители его не боялись неприятельских вторжений. Дворец являлся не только местом обитания правителя и тех, кто обслуживал нужды живших в нем. На нижнем его этаже располагались кладовые, где хранилось все то, что собиралось с подвластного населения.
Между народом и их богами стояли многочисленные посредники - различные должностные лица, которые ведали запасами, распределяли сырье, вели подсчет собранного, обслуживали святилище и архив. Дворец организовывал и морские торговые экспедиции - так на Крит поступали золото, слоновая кость, которых не было на острове. Таким образом, дворец выполнял универсальные функции, являясь административным, религиозным центром, главным хранилищем и мастерской, организатором торговли. Античная традиция относила время правления Миноса Первого к 1431 г. до н. э.
Мифологические сказания свидетельствуют о том, что спустя поколения после рождения богов, на Крите появилось много героев, самыми прославленными из них были Минос, Радамант и Сарпедон. Старший, Минос, стал царем острова, основав немало городов, создали могучий флот, с помощью которого подчинил множество островов. Брат его, Радамант, вершил справедливый суд. Сарпедон же отправился с войском в Азию - в Ликию, где стал правителем. Происхождение правителей Кносса мифологическая традиция связывает с Зевсом. Но верховным божеством являлась “Владычица” - Потния. Это имя приведено в таком сочетании: “Владычица лабиринта”, “Владычица хлебов”. Ритуальные игры в честь Минотавра - это отражение сказаний о прибытии родоначальницы обитателей Крита на остров. На фресках дворца сохранились изображения “Владычицы” и тех, кто поклонялся ей Верховным жрецом являлся, вероятно, представитель рода Миноса, который происходил, согласно античной традиции, от брака Зевса и Европы.
Сведения табличек из Кносса фрагментарны. Более полно жизнь и функции дворца позволяют представить материалы архивов Пилоса.
2. Развитие Эллады в гомеровское время
Гомеровский период долгое время был в истории Эллады наименее изученным из-за состояния источниковой базы.
В настоящее время этническое родство между обитателями Греции II и 1 тыс. до н.э. у многих историков не вызывает сомнений. Однако ставится вопрос о разрыве и преемственности между Микенской культурой и культурой более позднего времени. Ф.Папазогл отметил наличие резких отличий в социальной структуре ахейского и гомеровского обществ и считал, что собственно история грмюа начинается с Гомера.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--