Сочинение: Эдгар По
По (Рое), Эдгар Аллан (19.1.1809, Бостон, Массачусетс—7.Х. 1 849, Балтимор, Мэриленд)—поэт, прозаик, критик, редактор; “человек, плененный тайнами жизни” и “охваченный святой страстью понять душу свою” (М. Горький); один из первых профессиональных писателей США, живший исключительно литературным трудом: художник хотя и знавший приливы популярности, но не сразу понятый и оцененный на родине.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. АЛЛАН ЭДГАР ПО
ТВОРЧЕСТВО ЭДГАРА ПО
“Ворон” принесший славу…”
Своеобразие рассказов По
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЭДГАРА АЛЛАНА ПО
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Введение. Аллан Эдгар По
Родился в семье актеров, в двухлетнем возрасте потерял родителей и был отдан на воспитание богатому торговцу из Ричмонда Джону Аллану. Пребывание с Алланами в Англии (1 81 5—1820) привило ему любовь к английской поэзии и слову вообще. (Ч. Диккенс впоследствии отозвался о писателе как единственном блюстителе “грамматической и идиоматической чистоты английского языка” в Америке.) Был послан в Виргинский университет (1826), однако вскоре взят оттуда, так как понаделал “долгов чести”; занятия в военной академии Вест-Пойнт (1830) тоже ограничились полугодом. Несмотря на скудость формального образования, творчество По свидетельствует о широкой, хотя и беспорядочной начитанности.
В жизни Эдгара ПО было несколько важных поворотов. Одним из них, в зн ачительной мере опре де лив ших его судьбу, было решение восемнадцатилетнего Эдгара, принятое им, как пишет Герви Аллен, в “бессонн ую ночь с 1 8 на 19 марта 4 827 г од а”. Накан уне состоялось бурн ое и тяжкое его объяснени е с опекуном и “благодетелем ”, видным в Ричм он де торговцем Джоном Алланом.
Блестящий студент Виргинского университета, юн ый стиютворец, подающий надежды, любимец товарищей, Эдгар повел себя не лучшим образ ом. Пирушки, карточная игра, крупный проигрыш поставили его в крайне затруднительное и неблаговидн ое положение, из которого его мог вывести только богатый и влиятельный опекун. Поясняя поведение Эдгара-студента, можно отметить, что он был “н е чужд изве стной бравады, свойственной многим в его возрасте, когда так н е терпится доказ ать всему миру, что ты — “н астоящий мужчина”. Этой браваде спо собствовало иллюз орное представление Эдгара о своем месте в семье Аллана — он, сирота и нищий приемыш, мнил себя “бо гатым н аследни ком”. Опекун с его мелкой скаредностью поставил своего приемыша, страстную и гордую натуру, в фальшивое положение. К этом у присоединились горькие переживания, вызванные грубым вмешательством опекуна в интимн ые чувства своего воспи тан ника. Автор значительное вн имание уделяет Джону Аллану, младшему компаньон у фирмы “Эллис и Аллан, оптовая и роз ничная торговля”, справедливо полагая, что его отношения с Эдгаром “в из вестном смысле определили будущее по эта”. Он со мн огими подробностями ведет рассказ об этом американце шотландского происхождения, о его жиз ненном пути, х арактере, зан яти ях и отношени ях с ближними, создавая колоритный и убедительный образ торгаша, ханжи и скопидома.
В час бурного объясн ения опекун поставил перед Эдгаром твердое условие — полностью подчиниться его воле и неукоснительно следовать его указаниям и советам. А “маленький дерзк ий выскочка” в ответ на бескомпромиссное требован ие ответил столь же реши тельным “нет”, “был о в его непреклонности и нечто жестокое, “неблагодарное”, и тем не менее это было достойное и мужественное решение. Положив на одну чашу весов благополучие, а на другую — гордость и талант, он понял, что последнее важнее, предпочтя славу и честь богатству. Более того, хотя о н и не мог з нать всего наперед, тем самым были избраны голод и н ищета. Впрочем, устрашить его не могли бы и он и”(А.Герви). Так определился и впервые отчетливо и резко выявил себя основной конфликт в жизни Эдгара Аллана По — конфликт творческой, чувствующей и сознающей свое достоинство личности и грубого торгашеского утилитариз ма, подчиняющего все интересам выгоды. То, что было сконцентри рован о в натуре и поведении опекуна, вскоре предстало перед Эдгаром в системе непреклонных сил, выражающих ведущие ин тересы и теиденции американского общества.
Беспросветная бедность, доходившая до нищеты, но могла не угн етать Эдгара По, выз ывая непосил ьное напряжение нервов, которое чем ближе к концу жизни, тем все чаще он пытался снять спиртным и наркотиками. Но несмотря на довольно частые периоды бездействия, вызванные врожденной сла бостью здоровья и другими причинами, По работал с огромным упорством, о чем убедительно свидетельствует его обширное творческое наследие. Главная причина его бедности — “слишком малое вознаграждение, которое он получал з а свою работу. Лишь наимен ее з начительная часть его творчества — журналистика — обладала какой-то ценностью на тогдашнем литературном рынке. Лучшее же из того, что он создал своим искусством, почти не привлекало покупателей. Господствовавшие в ту пору вкусы, несовершенство законов об авторском праве и постоянно наводнявшие страну английские книги лишили произведения Эдгара По всякой н адежды на коммерчески й успех. Он был одним на первых американских писателей-профессионалов и мог существовать только литературным трудом и работой редактора. К труду же своему и своих собратьев по перу он предъявлял бескомпромиссные тр ебования. “Поэз ия для меня, — з аявлял он , — но профессия, а страсть, к страстям же надл ежит относиться с почтением — их не должно, да и невоз можно пробуждать в себе по желанию, думая лишь о жалком воз награждении или еще более жалких похвалах толпы”. К этому следует добавить, что он, “как художн ик и мыслитель, без сомнения, испытывал значительную и оправданную н еприязнь к современной ему Америке.
Между его творчеством и его торгашеским временем зияла огромная пропасть... Одна из самых поразительных особен ностей той своеобразной эпохи з аключалась в том, что ее сиятельную уверенность в своем превосходстве над всеми предшествующими эрами и веками ни разу н е омрачило хотя бы мимолетное облачко сомнения. Предвкушение, казалось, недалекого три умфа над природными стихиями, которого помогут добиться машины, породили теорию “прогресса”, дотоле неслыханную, но теперь распространенную на все — от по литики до дамски х шляпок. Журналы, речи государственных мужей, социологические трактаты и роман ы — все звенело фанфарами победного самодовольства. Что до философи и, то она совер шенно прониклась убеждение м, что десять утвержден ий ровно в десять раз ближе к истине, чем одно отрицан ие, и что во вторн ик человечество просто не может не стать чуть-чуть лучше , чем было в понедельник. Вера эта была столь сильн а, что публич но выступить против нее викто н е осмеливался”(А.Гарви), лишь один Эдгар По замечал это безудержное самодовольство и самовосхвален ие а мерикан цев и брал на себя смелость их обличения. Можно вспо мн ить, к примеру, Эмерсона или Генри Торо, американских писателей-трансценденталистов, к которым Эдгар По проявлял без оговорочную нетерпимость. “Стяжательство в общественной и частной жизни создает атмосферу, в которой трудно дышать... Мы видим, к каким трагическим последствиям это ведет” , — говорил Эмерсон в кон це 30-х годов в публичн ой лекции, и, поясняя трагедию Эдгара По, можно повторить эти слова. В начале 40-х годов в Англии и в Америке появились “Американские заметки” Чарльза Диккенса, редкой силы обличен ие американ ского общества и его нравов. И все же Эдгар По был одним из самых страстн ых обличителей буржуазной Америки. “Соедин енные Штаты, — уже после смерти Эдгара По писал Шарль Бодлер, — были дл я По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочн о метался, как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом, — громадным варварским загоном, освещенн ым гад ом . Внутренняя же, духовн ая жизнь По, как поэта или даже пь яницы, была постоянным усилием освободиться от э той ненавистн ой атмосферы”.
Герви Аллен дает краткую, но выразительную х арактеристику политических нравовтого времени, описывая выборы в конгресс и законодательное собрание штата Балтимор. “Город, печально прославившийся политической коррупцией, терроризировали шайки “охотников за голосами”, чьи услуги оплачивались им партийных касс. Бедняг, которые, поддавшис ь на посулы или угроз ы, попадали в лапы политически х разбойников, за два-три дня до голосования сгоняли в специальные места — “курятники”, где держали одурманенных спиртным и наркотиками до начала выборов. Затем каждого з аставляли голосовать по несколько раз”. Автор делает важн ое и убедительное предположение, что и Эдгар По оказ ался в числе невольных жертв “политических раз бойников”, что в “беспомощном состоянии” он “был силой отведен в одна из “курятников” и это ускорил о его гибель.
Встреча Эдгара По с семилетней двоюродной сестрой Вирджинией, которая шесть лет спустя стала его женой, и мела глубокие последствия для его жизни. Эта встреча, а з атем женитьба оказали на Эдгара По “может иметь, самое благотворн ое воздействие”, Вирджиния была необыкновенным человеком, она “воплощала собой единственно возможный компромисс с реальностью в его отн ошениях с . женщинам и, — столь сложных и утонченных, что пон ять, куда вели все потаенные ответвлен ия этого лабиринта, едва ли кому-нибудь удастся”(Герви Аллан)
Тяжкая наследственность, сиротство, н епо сильная борьба с пр еградами свободолюбивому духу и высоким ус тремлениям, столкн овение с житейскими мелочами, болезн ь сердца, душевная ранимость, травмированная и н еуравнове шенная психика, а главное — непримири мость основного жизненного конфликта омрачали, душили и укорачивали его жизнь. Болезнь и преждевременная смерть Вирджинии явились для него страшн ым и непоправим ым ударом. Это роковое событие было “не только предвестьем скорой смерти : Вирджин ии, но и ознаменовало для самого По начало все более углубляющегося душевного расстройства”.
Творчество Эдгара По
“Ворон” принесший славу…”
Основное проявление творческой личности — ее труды — литературные сочинен ия: стих и, рассказ ы, статьи. Рассказывая о жизн и Эдгара По надо говорить о его творческой деятельности: о начальных проявлениях его приз вания, о первом стихотворном сборнике, созревании таланта, периодах творчества, поэме “Аль-Аараф”, о рассказах “Лигейя”, “Падение дома Ашеров”, “Золотой жук” , “Ворон” — самое прославлен ное и популярное стихотворении По, опреде лившее основу его прижизненной и посмертной славы.
Поэт н аписал “Ворона” потому, что в браке с Вирдживией он подменил реальную любовь мечтой , и это обрекло его “на страдания и отчаян ие”. Это не един ственный случай односторонней и неаргументированной трактовки произведе ний По. Автор нередко возникновение и смысл его стиитвореиий и рассказов объясняет только личзыми, интимными переживаниями поэта, связанными с темой “утраченной любви”. Можно рассматривать героев и героин ь произведений Эдгара По всего лишь как “многоликие ипостаси самого По и любимых им женщин, двойн ики, чей придуманный мир он н аполн ял страданием, пытаясь облегчить тем самым бремя печалей и раз очарований, отягощавших его собственную жизнь. Дв орцы, сады и покои, населенн ые этими призраками, блистают роскошным убранством, он о — точно причудливая карикатура на нищенское убожество настоящих его жилищ и безотрадн ую обстановку тех мест, куда н абрасывала его судьба.
Творчество писателя, как бы полно ни отражалась в нем его личн ость, не з амыкается в рамках “психологической автобиографии” , и если рассматривать произведения По, устремляясь к решен ию только этой задачи, следуя только в э том направлении, нетрудно упустить из виду важные стороны творчества, его смыслового наполнения, историко-литературного и общественн ого зн ачен ия. Разгадать странную романтическую символику, раскр ыть реальный смысл многих рассказ ов Эдгара По — задача н еобычайно трудная, и в своей пол ноте она так и остается нерешенной.
Своеобразие рассказов По
Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом “Рукопись, найденная в бутылке” ( 1833), получившим премию на конкурсе “Сатердей курьер”. Один из членов жюри подметил главную особенность дарования По-прозаика: “Логика и воображение сочетались тут в редкой соразмерности”. В традиции необыкновенных морских путешествий написан рассказ “Низвержение в Мальстрем” ( 1 841) и единственная “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима” ( 1838), подготовившая почву мелвилловскому “Моби Дику” и завершенная Ж. Верном в романе “Ледовый сфинкс”. К “морским” произведениям примыкают рассказы о приключениях на суше и в воздухе: “Дневник Джулиуса Родмена” — вымышленное описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, совершенного цивилизованными людьми ( 1840), “Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля” ( 1835), начатые в шутливо-сатирическом ключе и переходящие в документальный отчет о полете на Луну, “История с воздушным шаром” ( 1844) о совершенном якобы перелете через Атлантику. Эти произведения — не только истории о немыслимых приключениях, но и приключение творческой фантазии, аллегория постоянного драматического путешествия в неизведанное, в иные, выходящие за пределы повседневного эмпирического опыта эмоционально-психологические измерения. Благодаря тщательно разработанной системе деталей достигалось впечатление достоверности и материальности вымысла. В “Заключении” к “Гансу Пфаалю” По сформулировал принципы того вида литературы, который впоследствии назовут научно-фантастической.
Та же “сила подробностей” у По, отмеченная Ф. М. Достоевским, характерна для самой многочисленной группы новелл — тех его “арабесок”, которые ближе всего к европейской романтической традиции. Художественный смысл таких рассказов, как “Ли-гейя” (1838),“Падение дома Ашеров” ( 1839),“Маска Красной смерти” ( 1842),“Колодец и маятник” ( 1842), “Черный кот” ( 1 843), “Бочонок амонтильядо” (1846), конечно, отнюдь не исчерпывается картинами ужасов, физических и душевных страданий, вообще “уклонений от природы”, по выражению Ш. Бодлера. Изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира.
Первый свой из данн ый сборник рассказов Эдгар По назвал “Рассказ ами гротесков и арабесок”. Наз вание произведения или ряда произ веден ий, тем более данн ое самим автором, н аправляет читателя и критика, ориен тирует их, дает им ключ от вход а в обл асть, соз данную творческой фан тазией. Рассказы Эдгара По — это . действительн о гротески и арабески. “Кто верным именем ребенка назовет” (Шекспир ), будь то человек или произведен ие иск усства? По-видимому, это лучше всего способен сделать родите ль ребенка ил и автор, к огда речь идет о произведении искусства. Нет у родителя или у автора име ется не только свое пон имание произ веден ного им на свет детища, но и свой тайный замысел;, свои пож елания, свои надежды и упования. Гротески и арабески — наименование точное, но в большей мере оно хара ктериз ует, так сказ ать, вне шний облик, сп особ, мане ру, чем суть. Не редко литературоведам и критики рассказы Эдгара По называют “страшными”. С равным основание м их можно назв ать “рассказами тайн и ужасов”. Когда Эдгар По пи сал свои рассказы, подобный жан р был а Америке широко распростране н, и о н знал его особенности и лучшие его образцы, знал о его популярности и причине успеха у читате ля.
Казалось бы, легче всего разобраться в рассказах Эдгара По, если поставить их в связь с традициями готического романа английской писательни цы Ан ны Радклиф (17(; 4— 1823) и европейской романтической фантастики, п режде всего с Гофманом (1776—1822), с его “Фан тазия ми в манере Калло”. Это делали и делают, это мож но и н ужно де лать, не слишком обнадежив ая себя, учитывая “стран ность” Эдгара По, его гротеско в и арабесок , о которой так решительно сказал Достоевский: “Вот чрезвычайно странный писатель — имен но странный, хотя и с большим талантом”. Порой кажется, что тот и ли иной гротеск Эдгара По написан в духе традиции готического романа, в духе жанра “тайн и ужасов”, а на поверку оказыв ается, что это пародии на него. Наглядн ый пример — рассказ “Сфинкс”
Человек приехал из Нью-Йорка к своему родственнику и живет “в его уединенном, комфортабельном коттедже на берегу реки Гудзон”. Однажды, “на исходе зн ойного дня”, он сидел “у открытого окна, из которого открывался прекрасный вид на берега реки и на склон дальнего холма, почти безлесный после сильного ополз ня”. И вдруг он “ув идел там нечто неве роятное — какое-то мерзкое чудовище быстро спускалось с вершины и вскоре исчезло в густом лесу у подвожья”. Чудовище было огромных размеров, и всего поразительн ей и ужасней было изображение “Чере па ед ва ли не во всю грудь”. Перед тем как чудовище скрылось, оно исторгло “н еизъяснимо горестный” звук, а челове к, рассказывающий эту историю, “без чувств рухнул на пол*. Рассказ о таинственном и ужасном, но тут же, на следующе й странице, и разоблачение “фокуса”, то есть разъясн ение того, каким образом перед взором рассказчика появилось омерзительное чудовище. Оказалось, что это всего-навсего насекомое — “сфи нкс вида Ме ртвая голова”, внушающее “простонародью суеверный ужас своим тоскливым писком, а таите эмблемой смерти нагрудном покрове”. Насекомое попало в паутин у, которую соткал за окном паук, а глаза человека, сидевшего у окна, спроецировали его на обнаженный скло н далекого холма. “У страха глаза велики”. обр аз чу довища — и ллюзия, порожденная тревожным пси хическим состоянием рассказ чика, обостренным реальным ужасом — в Нью-Йорке свирепствовала эпидемия холеры, “бедствие все раз расталось” , и “в самом ветре, когда ов ду л с юга... чудилось смрадн ое дыхание смерти". (В “Сфинксе” отразилось реальн ое событие начала 30-х годов прошлого века: в Нью-Йорке был а эпидемия холеры, распространившаяся из Европы.)
“Сфинкс” — рассказ и “страшны й” и пародийн ый, в нем есть и существенн ый для Эдгара По мотив социальной сатиры — выраженная как бы между прочим и в остроумной форме оценк а реального состояния американской демократии . Родстве нник рассказ чика, чей “серьез ный философский ум был чужд беспочвенных фантазий... настояте льно подчеркивал ту мысль, что ошибки в исследованиях обычно проистекают из свойственной человеческому раз уму склон ности недооценивать или же преув еличивать значение исследуемого предмета из-за неверного определения его удаленности... Таи, например, — сказал он, — чтобы правильно оценить то влияни ю, которое может иметь на человечество всеобщая и подлинная демократия, необходимо учесть, насколько удалена от нас та эпоха, в которую это возможно осуществить”.
Рассказ “Сфинкс” может дать представление о технологии создания страшного у Эдгара По, однако дл я автора это отн юдь не универсальн ый способ. И в этом рассказе, далеко не столь значи тельном, как, например, рассказ “Падение дома Ашеров”, и далеко не столь популярном, как “Золотой жук” , очевидна одна черта, которая, по мнен ию Достоевского, отличает Эдгара По “решительно от всех других писателей и составляет резкую его осо бенность: это сила воображения. Не то чтобы он превосходил воображением других писателей; но в его способности воображени я есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: это сила п одробностей”, которая способна убедить читателя в возможн ости события, даже когда оно “или почти совсем невозможно или еще никогда не случалось на свете”.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--