Сочинение: Философская лирика Твардовского
Общеобразовательное учреждение МОУ № 55
РЕФЕРАТ
по предмету: Литература.
На тему : Философская литература Твардовского
Преподаватель:
Гостюхина Фаина Михайловна
Выполнил:
Алексеев Павел. 11б
Нижний Тагил 2003 г.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………...3 стр.
2. Основная часть……………………………...……………….....7 стр.
2.1. Твардовский лирик (общая характеристика творчества поэта 60х годов.)……………………………………………….….7 стр.
2.2. Связь времен (характерная черта общества позднего Твардовского)…………………………………………...……….…..9 стр.
2.3. Стиль Твардовского, совершенство и простата…...….….9 стр.
2.4. Неизбежности смерти, философские рассуждения….....14 стр.
3. Заключение ………………………………..………………….17 стр.
4. Список литературы………..………………………………….18 стр.
1. Введение
Цельная личность поэта, мудрого и гражданский зрелого, беспощадного к себе, гневного и неукротимого, нежного и усталого, встает за каждым маленьким шедевром поздней лирики А. Т. Твардовского.
Для любителей «поверять алгеброй гармонией» она представит немалые затруднения: столько написано им за последние годы стихотворений, не укладывающихся ни на одну из привычных полочек. Где у него грань между лирикой философской и гражданской, пейзажной и политической? Ее почти, а порой и вовсе нет. Но все стихи последнего десятилетия – свидетельство того, что Твардовский – лирик поднялся до самых вершин поэзии.
Иногда те или иные картины природы вызывают у поэта по ассоциаций восполнения далекого детства, воскрешают в памяти давние события, их зрительную и звуковую окраску. И тогда «шум сонливый и неусыпный полевой», «невнятный говор или гомон в вершинах сосен вековых» –
…эти памятные шумы –
Иной порой, в краю другом, -
Как будто отзвук давней думы,
Мне в шуме слышались морском.
Этот «отзвук давней думы», постоянное ощущение «связи времен» чрезвычайно характерен для позднего Твардовского. Это неотъемлемое свойство его натуры, свойство, которое окрасило все его творчество, особенно сильно – в послевоенное время. Даже такое, казалось бы, ультрасовременное творение рук человеческих, как скоростной воздушный многоместный лайнер, который «тянул в пустыне поднебесной свою тяжелую страну», и то по каким – то ассоциациям вызывает у поэта «отзвук» тех времен, когда он еще «ребенком малым» увидел Днепр и вместе с отцом, конем и возом взобрался на паром.
И, как канат на переправе,
Брунжала басом та струна.
Чем вызвано это неожиданное сравнение – чисто ли звуковым сходством или, может быть, тем, что когда-нибудь и над днепровским паромом небо «синело кой-где в разрывах облаков»? Об этом мог бы сказать лишь сам Твардовский.
Вновь и вновь вспоминает поэт свою юность, свое детство, с высоты прожитых лет всматривается в прошлое:
… И жаворонок, сверлящий небо
В трепещущей голубизне,
Себе и миру на потребу
Оповещает о весне.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--