Сочинение: Фольклорные мотивы в поэме НАНекрасова Кому на Руси жить хорошо
НОУ «Поиск»
МОУ «Средняя школа №37 г. Омска»
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ
Н.А.НЕКРАСОВА
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Выполнил ученик 10 «Б» класса
Ахмеджанов Аскар
Проверил учитель русского языка
и литературы
Сергеева Татьяна Дмитриевна
г. Омск 2002-2003 г.
План.
Гл. I Вступление.
Гл. II Стиль написания поэмы.
Гл. IIIТворческое использование Некрасовым фольклорных мотивов в
поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1 гл. Использование причитаний и песен из книжных источников.
2 гл. Создание собственных произведений с использованием
фольклорной стилистики.
3 гл. Использование других видов фольклорного творчества.
Гл. IV Заключение.
Гл. V Список использованной литературы.
Тема «Фольклор в творчестве Некрасова» неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться к ней. В многочисленных исследованиях внимание исследователей было обращено главным образом на изучение текстуальных или стилистических совпадений фольклорных текстов и текстов, принадлежащих Некрасову, на установление «заимствований» и «источников», и т. п. До сих пор, однако, тема не поставлена в литературном плане. Ведь мы имеем дело с художником-мастером. Само собою разумеется, что этот художник-мастер, крупная поэтическая индивидуальность, является вместе с тем социальной фигурой. Некрасов—поэт революционной демократии, и это определяет характер его поэзии. И естественно, было бы интересно исследовать как использует Некрасов фольклорный материал? Какие цели он при этом ставит перед собою? Какой именно фольклорный материал берет Некрасов (не в смысле точного определения источников, а в смысле качественной—художественной и социальной характеристики этого материала)? Что он с этим материалом делает (т. е. какими композиционными приемами вводит его, насколько и как изменяет)? Каков результат его работы (потому что результат этот может не совпадать с субъективными целями художника, т. е. художник может и не суметь осуществить свои задачи)?
Условимся прежде всего, что под фольклорностью мы будем понимать черты традиционного устно-поэтического творчества, а не черты живой, разговорной крестьянской речи. Когда Некрасов писал, например:
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса...
Гляди — уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку,
А два братана Губины
Утюжат Права дюжего,
И всяк свое кричит!
то это было весьма «народно» с точки зрения интеллигентного читателя и, конечно, достаточно понятно и доступно для читателя-крестьянина, но о фольклорности говорить здесь не приходится: это не крестьянская поэзия, а крестьянский язык.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--