Сочинение: Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова В лесах и На горах
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО
![]() |
Факультет русского языка и литературы
Кафедра русского языка и методики его преподавания
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Языковые особенности дилогии
П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах»
Выполнила :
студентка VI курса заочного отделения
факультета русского языка и литературы
Научный руководитель :
Старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания
Пенза 2002
Содержание :
Введение…………………………………………………………………. | 4 |
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Дилогия П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах» - в золотом фонде русской национальной культуры…………. | 6 |
§1. Очерк жизни и творчества П.И. Мельникова………………… | 6 |
§2. История создания дилогии…………………………………….. | 35 |
§3. Основные герои романов «В лесах» и «На горах» П.И. Мельникова………………………………………………………… | 41 |
§4. Дилогия П.И. Мельникова в контексте русской литературы второй половины XIX века………………………………………... | 55 |
§5. П.И. Мельников в оценке русской критики………………….. | 61 |
ГЛАВА ВТОРАЯ. Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах»………………………………….. | 78 |
§1. Выразительные средства языка……………………………….. | 78 |
§2. Фольклорные мотивы в дилогии……………………………… | 90 |
2.1. Истоки фольклорности в творчестве П.И. Мельникова… | 90 |
2.2. Фольклорность языка дилогии……………………………. | 107 |
§3. Лексические особенности дилогии…………………………… | 129 |
Заключение……………………………………………………………… | 136 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… | 138 |
Приложение 1. Таблица…………………………………………… | 139 |
Приложение 2. Петров день в Заволжье (инсценировка старинного обряда по роману П.И. Мельникова «В лесах»)…… | 195 |
Приложение 3. Кроссворд по дилогии П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах»……………………………………………….. | 203 |
Список использованной литературы………………………………..… | 205 |
Раскольников скиты заповедные,
Патриархальность мирных их семей,
Обряды их; вдоль Волги вековые
Леса и ширь синеющих степей,
Затворниц юных песни хоровые
И их любовь в тиши монастырей…
А. Измайлов.
Введение
Вклад П.И. Мельникова (А. Печерского) в русскую литературу значителен. Не много найдется писателей, которые до конца дней своих сохраняли такую тесную связь с провинцией и служили делу изучения народной жизни и народного языка. Созданные им произведения сыграли важную роль в литературе XIX века и до настоящего времени сохраняют как литературную, так и историческую значимость.
П.И. Мельников являлся представителем этнографической школы, что, несомненно, сказывалось на языковой личности писателя. Талантливое использование всех богатств родного языка, а также творческое обогащение и расширение его за счет использования элементов народной речи, создание ярких и выразительных образов, имеющих, как правило, фольклорную основу, - все это характерно для творческой манеры писателя.
К сожалению, произведениям П.И. Мельникова не уделяется должного внимания ни в школьных, ни в вузовских курсах литератур. Их особенности в области языка недостаточно определены и изучены, хотя эта проблема не раз привлекала внимание исследователей. Работы А. Зморовича, П. Усова, А. Скабичевского, С. Венгерова, А. Богдановича, А. Измайлова, Л. Аннинского и других литературоведов способствовали более глубокому изучению языковой личности писателя.
Целью данной работы является характеристика языковых особенностей дилогии П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах».
Актуальность дипломной работы определяется стремлением современного общества к возрождению русской национальной культуры, что невозможно без тщательного изучения творчества таких писателей, как П.И. Мельников. Не случайно его дилогия «В лесах» и «На горах» – в золотом фонде русской национальной культуры.
В качестве источников работы использовались: текст дилогии, биографические очерки писателя, фрагменты переписки автора, литературоведческие работы.
Основным методом работы является описательно-аналитический, предполагающий наблюдение над языковыми факторами их описание.
Структура работы : введение, две главы («Дилогия П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах» - в золотом фонде русской национальной культуры», «Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах»), заключение и приложение.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Дилогия П.И. Мельникова «В лесах» и «На горах» - в золотом фонде русской национальной культуры
§ 1. Очерк жизни и творчества
Встречи с произведениями подлинного искусства никогда не бывают скоропреходящими: рассказ, повесть, роман, поэма, лирическое стихотворение — словом, все, что написано настоящим художником, поначалу приковывает наше внимание своей жизненной непосредственностью: вымышленные герои живут в нашем воображении, мы судим об их поступках и мыслях, грустим и радуемся, сочувствуем и негодуем. Но вот перевернута последняя страница книги, мы возвращаемся к повседневным нашим делам и заботам; но люди и события, о которых мы узнали при чтении, не перестают волновать нас. Вспоминать о полюбившихся образах — это едва ли не самое прекрасное в нашем общении с миром литературы. И не только потому, что тут мы заново переживаем первые впечатления; с этими воспоминаниями наступает черед неторопливых раздумий обо всем, что образует коренные основы нашего бытия в мире — о смысле и тайнах человеческих отношений, о бесконечном многообразии жизни, о вечном ее обновлении, о силе зла, о неисчерпаемости и нетленности прекрасного на земле... При этом рано или поздно, так или иначе, но неизбежно возникает мысль о писателе, который своим искусством возвысил наши чувства и обогатил наш разум.
Естественнее всего, конечно, искать его черты в том, что он создал, то есть в его произведениях. Ведь в конце концов, как и о всяком человеке, о писателе судят по его делам, а слова поэта, говорил Пушкин,— это и есть его дело. Однако очень часто личность писателя по разным причинам запечатлевается в его творчестве в таких сложных, а иногда, кажется, даже в преднамеренно завуалированных формах, что бывает чрезвычайно трудно более или менее отчетливо представить себе ее конкретные очертания. И в этих случаях просто необходимо заглянуть за страницы книги и узнать, какова была жизнь писателя, потому что только в ней можно найти источники всех тех качеств, которые удивляют, радуют, озадачивают, а порою и огорчают нас в его произведениях.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--