Сочинение: Культура устной и письменной речи

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

на тему: «Культура устной и письменной речи»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент: Митичев Руслан Сергеевич

Группа Г 2-22

Курс 1

№ зачетной книжки 06375

дом.телефон 43-75-11

59-80-31

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель: Азорина Галина Валентиновна

Мурманск

2003 г.

Вариант № 3.

1. Раскройте содержание понятия «культура речи» в значении «речевая культура человека».

Речевая культура человека – показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передач по телевидению, радио, для дикторов, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Понятие «культуры речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее разнообразии. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.[1]

2. Основные достоинства стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи:

- правильность: соблюдение норм литературного языка;

- чистота: отсутствие в речи чуждых литературному языку слов и словесных оборотов;

- богатство и разнообразие: применение в речи многих и различных знаков языка;

- точность: если между значением слова и его предметной отнесенностью достигнуто полное соответствие;

- логичность: если связи значений, свойственных словам, словосочетаниям и предложениям, вошедшим в структуру речи, не противоречат законам логики, законам мышления;

- выразительность, образность, яркость: речь говорящего должна воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей;[2]

- ясность, понятность, доступность: доступна такая речь, языковая структура которой облегчает опознавание получателем выраженной ею информации.[3]

3. Укажите в соответствии с современной акцентологической нормой ударение в приведенных ниже словах:

Апо криф, а тлас (геогр.), атла с (ткань) ассиметри я, безу держный, бу нгало, бюрокра тия, великово зрастный, втри дорога, ветерина рия, виде ния (призраки), вя занка (вязаное изделие), вяза нка (связка дров) ге рбовая, гастроно мия, досу г, дремо та, диоптри я, диспансе р, до гмат, доне льзя, зна мение, изобрете ние, зна чимость, и грище, и скра (проф. – искра ), издре вле, засне женный, креме нь, каучу к, ка мбала, кладова я, каллигра фия, ки рзовый, ку хонный, ка шлянуть, коло сс, лилове ть, ломо та, мокро та (слизистое выделение), мокрота (сырость), морщи ны, мальчико вый, ма ркер, ми ловать, мыта рство, некроло г, нефтепрово д, неду г, на голо, низи на (низкое место), низина (малая высота), нововведе ние, остро та (остроумное выражение), острота (свойство острого), опошли ть, обня вшись, обо гнутый, прида ное, па сквиль, по хороны, парте р, па хнуть (издавать запах), пахну ть (повеять), переоцене нный, ра курс, ри тор, созы в, ста рина (былина), старина (древность, старик), соболе знование, тру сить (бояться), труси ть (ехать рысцой; трясти), толи ка, тигро вый, упро чение, у гольный (от уголь), уго льный (от угол), уди ть, узаконе ние, фее рия, христиани н, экипирова ть, эксли брис, характе рный (свойственный чему – либо, кому – либо), хара ктерный (своенравный, упрямый).

4. Выпишите глаголы, образуйте формы прошедшего времени множественного числа и женского рода единственного числа. Расставьте ударения и объясните его постановку.

1. Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты…

Пе режил – пе режили (перестрадать) – пережила (относится к группе глаголов с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).[4]

Разлюби л - разлюби ли - разлюби ла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…

Воздви г - воздви гли – воздви гла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

Зарасте т – заросли – заросла (в данных формах ударение переходит на окончание).

3. Жил старик со своею старухой. У самого синего моря...

Жил – жи ли – жила (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 338
Бесплатно скачать Сочинение: Культура устной и письменной речи