Сочинение: Москва в русской литературе

по литературе на тему: « Москва в русской

литературе »

ученика 11 класса « В »

Лешковича Александра

Научный руководитель

Позднякова Наталья Михайловна

г. Балтийск

2002 г.

Оглавление

    Введение………………………………………………стр.3
    Москва М. Ю. Лермонтова……………………………стр. 4
    Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »

………………………………………………………………стр. 7

    « Москва и москвичи » М. Н. Загоскина…………стр. 11
    Москва в произведениях Л. Н. Толстого……………стр. 13
    Цветаевская Москва……………………………………стр. 16
    Заключение…………………………………………………стр. 20

Введение

В последние десятилетия сместились в обществе

нравственные ориентиры. Критикуют многое в истории Отечества, и только Москва со своими многовековыми традициями, богатейшей историей, высочайшей и древнейшей культурой не подлежит никакой переоценке и

остается верхом совершенства. Москва пережила многие эпохальные события и все они нашли свое отражение в различных произведениях о Москве.

Всякий город имеет свою священную историю, свою идею, предначертание, цель. Всё это в совокупности влияет на его развитие, на сознание горожан, то есть формирует МИФОЛОГИЮ города. Такая мифология имеется и у нашей Москвы.

Многие писатели и поэты старались разгадать тайну - почему после переноса столицы из Москвы в Санкт- Петербург она всё равно осталась душой России, её священным центром, её некоронованной столицей. Является ли Москва только лишь столицей, или же в ней

хранится нечто большее, что не под силу понять только умом, но душой и сердцем.

« Москва великий город, первого рангу во всей Европе »,- утверждал М. В. Ломоносов. О своеобразии Москвы сказано и написано очень много, много подмечено чёрточек, отличающих её от других городов России.

Новая русская литература начинает свою историю с рубежа XVII и XVIII веков. Именно тогда древнерусская словесность приобрела черты литературы современного типа: литературный труд становится авторским, появляются первые опыты книжной поэзии.

В конце 70 – х годов XVII века монах, просветитель и педагог Симеон Полоцкий ( 1629 – 1680 ) составил сборник своих стихотворений « Рифмологион » ; туда вошли стихи,

притчи, рассуждения, оды. И там же мы находим первые поэтические строки, посвященные Москве:

« Удобней да есть солнце состреляти,

нежели град сей богом храним взяти

Богопротивным…»

В этом стихотворении Симеон Полоцкий пишет о ней как о столице и символе самого обширного и сильного Русского государства.

Именно поэтому темой для своего реферата я выбрал тему Москвы в русской литературе.

Москва М. Ю. Лермонтова

Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме "Песня...про купца Калашникова". Тема Москвы

раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал:

"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский сильно, пламенно и нежно! "[1] .

Обратимся к « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Действие этого лирико-эпического произведения происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в первых строках «Песни…»: Москва в этом фрагменте текста- престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и « словно ястреб»[2] смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его

безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части произведения Москва представляется нам в царском обличии.

Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой, и по отдельным приметам мы можем

представить её облик. Вот лавка купца Калашникова: все на своём месте, все на учёте. Всё в его жизни по закону: «…высокий дом…детки любезные...»[3] . К нему все прислушиваются, он – глава семьи. В беде он советуется со своими братьями и получает от них поддержку в решении отстоять свою честь и достоинство в кулачном бою.

Третья часть песни, повествующая о поединке купца Калашникова с Кирибеевичем, начинается с проникнутого лиризмом описания стольного града. Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими предметными деталями как купола церквей, стена кремлевская белокаменная, тесовые кровельки, тучки, заря, небо, и повторением предлога над , выражающего оппозицию низ – верх. Взгляд на Москву дается сверху: она

охвачена вся разом, видна вся: только с высоты птичьего полета ( или художественного воображения автора ) можно увидеть одновременно всю Москву : И золотые купола церквей, и кровельки, и дальние леса, и синие горы, и снега…

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 473
Бесплатно скачать Сочинение: Москва в русской литературе