Сочинение: Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении
Творческий проект по педагогике
Студента 5 курса 2 группы ОФО
Кулагина Антона Сергеевича
Научный руководитель:
к. пед. наук, доцент
Козырева О.А.
г. Новокузнецк, 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие «конфликта» в педагогическом общении
1.1 Феномен понятия «конфликт» в педагогической литературе
1.2 Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков
Глава 2. Конфликтные ситуации в педагогическом общении и способы их преодоления
2.1 Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения
2.2 Возможности преодоления конфликтных ситуаций учителем в ходе
педагогического общения
Глава 3. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и преодоления конфликтных ситуаций
Глава 4. Тематическое планирование
Приложение 1
Приложение 2
Заключение
Приложение: Методика эффективного педагогического общения учителей с учащимися
Литература
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня и поведению субъекта в конфликтной ситуации.
Первоначально имея социологическое происхождение, конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы.
Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами.
В современном мире все сферы жизнедеятельности людей пронизаны противоречиями, которые создают основу для различного рода конфликтных ситуаций. Их число неуклонно возрастает в условиях перманентного кризиса, в котором находится российское общество. Конфликты и конфликтные ситуации в системе образования во многом обусловлены авторитарной системой управления педагогическим процессом. Происходящие экономические и социальные преобразования меняют содержание и функции образования.
Школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного статуса и возраста. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения. Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса.
Анализ специальной литературы, изучение практического состояния проблемы позволяют утверждать, что на сегодняшний день процесс подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтов в его многообразных аспектах до сих пор не стал предметом комплексного исследования. Учителя в основном имеют отвлеченное представление о методах работы с конфликтами в различных системах взаимоотношений, как в качестве участника, так и в качестве посредника и нуждаются в дополнительных знаниях и подготовке к разрешению конфликтов. Для того чтобы успешно решать эту проблему, следует выйти за рамки существующей подготовки будущих учителей к использованию педагогических технологий работы с конфликтами. Возникает необходимость комплексного использования средств по их разрешению.
По проблеме конфликтов насчитывается значительное количество научных работ, диссертационных исследований, монографий и статей по философии, социологии, психологии и педагогике. Наиболее значительные труды принадлежат философам В.В. Дружинину, А.Ф. Ильичеву, Л.Г. Смоляну, Л.М. Штрассу и др.; в области социологии - А.Т. Алексеевой, Ф.М. Бород-кину, А.И. Зайцеву, А.Г. Здравомыслову, Л.А. Петровской, Н.М. Коряку, Л.А. Ничипоренко и др.; в области психологии - А.А. Бодалеву, В.А. Кан-Калику, Я.А. Коломинскому, А.А. Леонтьеву, В.Я. Ляудис, Н.Д. Никандрову, В.Н. Мясищеву, Б.И. Хасан и др.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--