Сочинение: Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано

Класс специального фортепиано

Открытый урок

с методическим сообщением

преподавателя фортепианного отдела

Екатериновской ДШИ

Келе Светланы Борисовны

"Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано"

16 февраля 2009 год


Главная цель всего нашего обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др. .

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.

Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог – ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым.

Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Учащийся может свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением 2 преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль.

Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Стихотворный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, nonlegato.

Например, (показывает уч-ца 1 кл. Маринина Оля) – Г. Портнов, сл.Э. Шима "Ухти-тухти" и Д. Уотт, сл.С. Михалкова "Три поросёнка" - здесь закрепляется штрих staccato. Благодаря стихотворному тексту, хорошо слышны музыкальные предложения, ударные звуки. В "Трёх поросёнках" видим репризу для повторения и 8------------, - знак переноса на октаву вверх.

Все знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. (В нотной записи - и).

Например, (показывает уч-ца 1 кл. Маринина Оля) – В. Шаинский, сл.Н. Носова "Кузнечик" - само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение - более лёгкое, мягкое, шутливое, чтобы передать образ. Сначала Оля не захотела увидеть четвертные и восьмые паузы. Но, когда мы разобрали пьеску по фразам и предложениям, то быстро услышали, что пауза – это дыхание, которое очень слышно и без него не обойтись (четвертная – более длинное дыхание, восьмая – более короткое дыхание). Ещё здесь закрепляется знание репризы для повторения, а также понятие "вольта" - разные окончания в одинаковых предложениях.

В "Песни кота Леопольда" муз. Б. Савельева, сл.А. Хайта используются основные штрихи – staccato и legato. Очень весёлая, знакомая, легко запоминающаяся песенка, позволяющая выработать автоматизм движений и закрепить ранее полученные навыки. Здесь мы обращаем внимание на ударения в стихотворном и нотном тексте. В небесах, высоко …… светит – первый звук ударный, а второй мягче, послушать его. В конце предложения четверть дослушать, "пропеть последнюю букву", и в конце пьесы четверть дослушать и точно снять на паузу, как бы произнеся последнюю букву – переживём.

Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения.

Уч-к 2 класса Кадыров Владик (7 лет) – маленький, упрямый, никак не хотел играть legato и staccato, делал всё наоборот. И не потому что не знал, а просто не хотел думать. Нас спасла только игра в ансамбле (ну и, конечно, помощь мамы).

Например, М. Шишкин, сл. М. Языкова "Ночь светла" - здесь идёт закрепление навыка хорошего legato (мы обычно говорим, петь пальчиками, 3 как голосом, очень красиво). Необходимо приучать ученика видеть и дослушивать длинные и слигованные звуки ("Ночь светла" яркий тому пример),

детям обычно лень об этом подумать. Как раз ансамблевая игра хорошо позволяет это услышать. Ещё в этом произведении знакомимся (или закрепляем) с вальсовым движением (как бы раскачиваясь), с более протяжными музыкальными фразами. Фразы исполняем на одном дыхании, в соответствии со стихотворным текстом. В музыке очень хорошо слышно, где брать дыхание, соответственно снимать руку (лига заканчивается). С самого начала необходимо уже услышать трёхдольный вальсовый размер. Вздохнуть и начать мягко со второй доли. На протяжении всей пьесы, движение мелодии начинается со второй доли (обговариваем – слабая доля) – значит не опорная, помягче прикасаться к инструменту, окончания мягче, не выталкивать, а слушать. В середине в левой руке появляется аккомпанемент, как бы кто-то тихонечко подпевает. Сразу учимся видеть динамический план пьесы, его кульминацию (самое мощное, насыщенное, сочное место), начало и окончание. Для закрепления навыка вальсового аккомпанемента, нотной записи в басовом ключе, полезно выучить с учеником и играть вторую партию этого произведения. К тому же, во второй партии закрепляется и отрабатывается умение играть с педалью (прямая педаль), или учимся играть с педалью, если ещё не играли. Аккомпанемент разобрали по функциям – Т – S – D. Очень быстро выучили.

В "Колыбельной Светлане" муз. Т. Хренникова, сл.А. Гладкова (исп. Кадыров Владик) вырабатывается красивый певучий звук на legato. Здесь встречается нота с точкой (которую дети тоже не хотят выдерживать, не видят её). На одну восьмую дольше может пьеса прозвучать, если точке разрешили рядом с четвертью справа постоять. Это более протяжный звук, в котором слышится движение в музыке (2 шага) (это как раз в аккомпанементе у педагога). Половинные паузы дети совсем не замечают. Как раз игра в ансамбле заставляет детей услышать и увидеть эти паузы, ничего не звучит в мелодии, а аккомпанемент продолжает звучать, мелодия как бы "запасается дыханием". Фразы построены так, что паузы на третью долю. Следует обратить внимание ребёнка, что ударение на первую долю, а вторая мягче, на снятии. Обратили внимание на динамический план, на развитие музыки (кульминацию). В конце – rit. - замедление. Обычно дети сами не могут определить, как же замедляется ход движения. Педагог в ансамбле с ребёнком хорошо помогает ему сориентироваться в замедлении, почувствовать это.

Вообще, игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение 4 первоначального движения. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа.

Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую.

Достаточно сложна ритмическая партитура песни "Антошка" В. Шаинского в переложении для фортепиано и ударных (показывает уч-ца 1 кл. Маринина Оля). Однако, усвоение облегчается яркой образностью музыки, популярностью мелодии, увлекательностью совместного музицирования. Мы с Олей выяснили, что начинается пьеса с припева. Затем куплет (мелодия в левой руке, в правой аккомпанемент). Затем припев – мелодия как бы ведёт перекличку: из одной руки в другую. Под конец в правой руке встречаются форшлаги (украшения) октавные и секундные. Партию ударных мы взяли исполнять маму, т.к она постоянно ходит на уроки, вникает в процесс обучения, дома следит и помогает своему ребёнку. Такое совместное музицирование доставляет огромную радость всем участникам ансамбля и способствует быстрому обучению, особенно в ритмическом отношении.

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи.5

Например, "На заре ты её не буди" муз.А. Варламова, сл.А. Фета (исп. уч-ся 2 кл. Атаева Юля и Медведев Артур). Артур знакомится с вальсовым аккомпанементом. У Юли – основная мелодия. Размер 3/8. Необходимо обратить внимание Юли на плавный переход мелодии из одной руки в другую. Дослушивать окончание фраз (четверть с точкой) и следующее короткое

дыхание на восьмую паузу. В аккомпанементе у Артура обратить внимание на строение аккордов. Произведение в ля миноре. Мы уже знаем T - S – D. Сначала ля минор, потом ре минор, ми мажор, ля минор. Всё строится вокруг этого. Выбрали формулу общего движения (восьмая) и начали.

"Песенка крокодила Гены" В. Шаинского, сл.А. Тимофеевского. У Юли аккомпанемент, у Артура – мелодия. Формула общего движения – четверть. В мелодии опора на раз (помогает это услышать стихотворный текст), восьмая нота на "и" - на снятии, мягко. Определились с дыханием, выяснили динамический план, обратили внимание на замедление и вольты.

"Танец утят" муз. Т. Вернера, сл. Ю. Энтина. Здесь долгие паузы в аккомпанементе. Полезно предложить ученику пропевать другую партию, чтобы ученик точно ощущал движение мелодии. Здесь также закрепляется понятие репризы для повторения, вольты. в аккомпанементе во второй части вводится педаль (у Артура). У Юли – длинные звуки, половинки с точкой (слушаем в аккомпанементе у Артура 3 шага). Юля с Артуром неплохо чувствуют друг друга, им очень нравится играть в ансамбле друг с другом, они чувствуют ответственность за своё исполнение. Артур лучше стал учиться, а Юля стала более внимательной.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 152
Бесплатно скачать Сочинение: Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано