Сочинение: Русский символизм лекция из курса дрВалюлис
ЛЕКЦИЯ ( д-р. C. Валюлис.)
РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
- Философские и эстетические проблемы
- Старшие символисты (Дм. Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вл. Соловьев, Валерий Брюсов)
Символизм зародился в 1894 году. С 94 по 95 появились три сборника под названием «Русские символисты». Автор в основном Брюсов. Появились первые манифесты символистов.
Сим. объявил войну реализму и политике. Искусство должно быть свободно от общественных проблем. Искусство – самоценная система.
Символизму характерно:
- форма декаденства
- поклонение индивидуализму
- проповедь личности
Лекция Дм. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях русской литературы». Основные принципы таковы:
- мистическое содержание
- символичность образов
- понятие о двоемирии (мир земной, эмпирический – реальность; мир иной – сверхреальность)
Поэт должен стремиться изобразить путь восхождения в иные миры.
Познание реалистов в эти миры не проникает. У них рассудочное, горизонтальное понимание мира. Так называемые причинные связи.
У символистов происходит постижение мира иными, нерассудочными познаниями. (По Блоку)
Реалисты – наблюдатели.
Символисты – мыслители. (По Бальмонту)
Символисты отрешаются от действительности, уходят в сферу идеального, только там можно постичь очевидную красоту. Философы так определяли эту «красоту»:
- «мировая воля» у Шопенгауэра
- «душа мира» у Вл. Соловьева
Само искусство запечатлевает моменты вдохновения. (По Бальмонту)
Мережковский определил новое искусство как искусство художественного идеализма и вывел три принципа:
- мистическое содержание
- расширенное худ. впечатление
- русский реализм
Понятие грезы. Греза не существует в действительности, но навеяна ею. Это субъективное восприятие мира и собственного «я», отвлеченная красота, особый стиль, создающийся целой системой символических образов. Греза – музыка стиха.
Символисты извлекают символы из действительности: огонь, свет, роза, храм и т.д.
Символисты относятся иронически к действительности. Мережковский считал, что мир земной ничего не отражает.
Символисты сталкиваются с проблемой личности в этом земном мире. Они углубляют внутренний мир человека. Есть два плана существования личности, которые постоянно пересекаются:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--