Статья: Антитеррористическая информационная политика Российского государства

Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Производство и использование информации является основой жизнедеятельности современного общества. Развитие информационной инфраструктуры расширяет экономические возможности людей, увеличивает географическую мобильность, способствует повышению уровня знаний и качества жизни. Информационно-технологические показатели определяют расстановку сил на международной арене, обуславливая доминирование развитых в данном отношении государств. В этой связи переход к информационному обществу объявлен одной из стратегических задач в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации. Развитие информационного пространства, предполагающее насыщенность и интенсификацию информационных потоков требует регулирования данных процессов со стороны государства посредством проведения соответствующей информационной политики.

Одновременно процесс информационного развития сопровождается возникновением новых угроз национальной и международной безопасности со стороны дестабилизирующих политических сил, использующих достижения информационных и телекоммуникационных технологий в преступных целях. Наибольшая опасность в данном аспекте исходит от террористических организаций. Информационная революция обусловила трансформацию терроризма как явления, активизацию его проявлений, возникновение новых форм и методов террористической деятельности, основанных на использовании информации и ее продуктов в качестве оружия, а информационных систем связи в качестве средства при планировании и организации масштабных террористических актов. В этих условиях актуальной является разработка антитеррористической информационной политики государства, в целях адекватного ответа информационным вызовам терроризма.

Регулирование информационной сферы в современном демократическом обществе есть сложный и неоднозначный процесс. Основная проблема здесь состоит в необходимости сохранения демократических принципов свободы информации, наряду с введением определенных ограничений на ее распространение в интересах национальной безопасности.

В Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует согласованный подход к антитеррористической информационной политике. Существуют пробелы в информационном и антитеррористическом законодательстве, периодически меняются подходы к определению политики в области СМИ касательно освещения терактов, не определены механизмы противодействия использованию информационно-телекоммуникационных систем в преступных целях. Разработка теоретических основ антитеррористической информационной политики государства также представляется недостаточной по количеству и направлениям научных исследований. Вследствие этого актуальным является анализ информационных проявлений и угроз терроризма, определение целей, направлений, и механизмов реализации антитеррористической информационной политики российского государства.

Степень научной разработанности проблемы. Идея информационной политики как стратегии государства в ответ на проблемы, связанные с использованием информации возникла в 1960-х гг. в США и странах Западной Европы, столкнувшихся с необходимостью регулирования интенсифицирующихся потоков научно-технической информации. В дальнейшем процесс постепенного проникновения высоких технологий во все сферы общественной жизни и усиление влияния медиа-индустрии на общественное мнение инициировал ряд научных исследований касательно концептуальной основы, структуры, элементов и национальных моделей государственной информационной политики[1] , а также цикл фундаментальных работ, закладывающих основу формирования представлений о сущности информационного общества и базовых характеристиках информационной эры.[2]

В России исследования государственной информационной политики получили распространение в постсоветский период ввиду интенсификации развития информационного пространства, обозначившей проблему поиска теоретико-методологических основ регулирования информационных отношений в системе государство-общество. Первоначально государственная информационная политика рассматривалась исключительно как политика в области СМИ, и только со второй половины 90-х наметилась тенденция ее исследования в более глубоком контексте: работы М.С. Вершинина, К.В. Ветрова, С.Э. Зуева, А.В. Манойло, И.С. Мелюхина, Ю.А. Нисневича, А.Г. Плитко, В.Д. Попова, А.И. Ракитова, А.И. Соловьева, И.И. Юзвишина[3] . и др.. Анализу становления информационного общества в России, выявлению проблемных факторов российской информатизации посвящены работы В. Дрожжинова, Т.В. Ершовой, А.А. Кононова, Г.Л. Смолян, Ю. Хохлова, Д.С. Черешкина, А.В. Чугунова, Ф. Широкова[4] . Д.С. Вотрин, В.Н. Галатенко, , Е.А. Ерофеев, , О.А. Колобов, А.В. Крутских, В.Н. Лопатин, И. Морозов, В. Нерсесян, Ю.С. Уфимцев, , В.П. Шерстюк, В.Н. Ясенев[5] исследуют проблемы информационной безопасности, пути и средства ее обеспечения в современной России. Отдельный комплекс работ посвящен анализу взаимодействия средств массовой информации государства и общества: Е.Л. Вартановой, И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, А.Е. Зимина, Ф.Ю. Кушнарева, М.М. Назарова, И.А. Полуэхтовой, А. Цуладзе и др[6] .

Обострение угрозы терроризма в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий обусловило с конца 70-х начала 80-х годов стойкий научный интерес к исследованию сущности и причин данного явления, анализу организационных форм и деятельности террористических организаций, целей и методов террористической активности. Фундаментальное значение в исследовании феномена терроризма имеют работы Б. Дженкинза, У. Лакера, И. Лессера, П. Уилкинсона, Б. Хоффмана[7] . Среди российских ученых проблема терроризма представлена в работах В.Д. Антипенко, Г.К. Варданянц, В.Н. Иванова, И.И. Карпец, А. Литвинова, Е. Т. Ляхова, Д. Ольшанского, М. Одесского, М.П. Решетникова, М.П. Требина, В.В. Устинова, Д. Фельдмана[8] .

Исследования, посвященные информационным аспектам террористической деятельности целесообразно разделить на 2 группы. Первая включает работы анализирующие взаимосвязь терроризма и средств массовой информации. Богатый научный опыт в данной области накоплен за рубежом: работы Й. Александра, Ч. Бассиони, В. Бернатски, С. Ирвин, Л. Крока, А. Локера, Д. Мартина, П. Уилкинсона[9] . В.А. Васильев, М. Гельман, А.Н. Курбацкий, И.Н. Панарин, Г. Почепцов, А. Робинов, С. Сидорова, В. Цыганов, А. Яковенко[10] исследуют данную проблему применительно к российской действительности.

Вторая группа объединяет исследования, посвященные анализу деятельности террористических групп в киберпространстве и сети Интернет. Концептуально важными в данной области являются работы зарубежных авторов Г.Веймана, Д.Деннинг, М. Конвей, Ф. Коэна, С. Китс, Д. Льюиса, П. Маргулиса, Т. Томаса, М.Уорена, К.Уилсона, С.Фарнел, Д. Шиндер[11] ; российских В. Голубева, В.А. Васенина, А. Зуева, В. Ибрагимова, Д.Г. Малышенко, Е.В. Старостиной, А.В. Федорова, Д.Б. Фролова[12] .

Отдельно следует отметить авторов, анализирующих антитеррористическое и информационное законодательство России и зарубежных стран: Н.И. Бусленко, В.Н. Монахов, Т.В. Науменко, М.М. Рассолов, А. Рихтер, Е.А. Роговский, В.Ю. Селиванова, Т. Тропина, С. Хаботин[13] .

Анализ литературы по тематике диссертационной работы показывает, что исследователи, в основном, концентрируются на отдельных аспектах информационной активности терроризма, а практические рекомендации по решению существующих проблем носят сегментный характер. Между тем особенности террористических актов современности диктуют необходимость комплексного подхода к анализу информационных угроз терроризма, создания теоретической и эмпирической основы для эффективной реализации антитеррористической информационной политики государства.

Объектом диссертационного исследования выступает информационная политика российского государства. Предметом исследования является антитеррористическая информационная активность российского государства в постсоветский период.

Цель работы – на основе анализа информационных проявлений терроризма определить проблемы, направления и механизмы реализации антитеррористической информационной политики российского государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить методологические основания информационной политики как объекта познания;

- раскрыть сущность государственной информационной политики в современном российском обществе.

- проанализировать формы и методы современного терроризма, его активность в системе средств массовой информации.

- исследовать правовую основу государственной антитеррористической информационной политики России, выявить ее противоречия и тенденции развития;

- определить приоритеты антитеррористической информационной политики в области СМИ.

- выявить механизмы государственного противодействия кибертерроризму и использованию сети Интернет в целях террористических организаций.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1970-х начала 1980-х гг. по настоящее время, что объективно обусловлено развитием информационно-телекоммуникационных технологий и постепенным утверждением информатизации в качестве неотъемлемого элемента общественного развития, а также переходом к новым (информационным) формам терроризма в России и в мире.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В основе диссертации лежат принципы исследования политики (policy), заложенные Г. Лассуэллом в работе «Политический курс» (The Policy Orientation). Г. Лассуэлл указывал на особую роль политической науки в модернизации процесса политики как поставщика знания для улучшения практики демократии.

Основным общенаучным методом, используемым в работе, является сравнительный ( в рамках сопоставления законодательства России и зарубежных стран, а также при определении динамики в освещении террористических актов российскими государственными СМИ).

Для анализа информации были использованы следующие прикладные методики и технологии анализа:

содержательный анализ нормативно-правовых актов соответствующих проблематике;

контент-анализ;

интент-анализ;

вторичный анализ данных социологических исследований.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 149
Бесплатно скачать Статья: Антитеррористическая информационная политика Российского государства