Статья: Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры

Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления парадигмы образования, т.е. объективно обусловливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. Технократическое мышление педагога - взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент образовательных технологий, а не как на духовно-деятельностную личность, для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по отношению к образовательному пространству, - исчерпало свои возможности. Основополагающим принципом инноваций в сфере высшей педагогической системы должна стать гуманитарная сущность образования, его направленность на высокое профессиональное, духовно-ценностное и общекультурное развитие личности студента. В статье обсуждаются антропные образовательные технологии, построенные на основе принципов деятельностного, социокультурного подхода в педагогической сфере общества. Деятельность рассматривается как системообразующее основание культуры, с одной стороны, и психики, сознания личности - с другой. Сознание, личность, деятельность, составляющие "бытие человека", задают содержание и структуру профессионального образования. В профессиональном становлении личности различается образование посредством деятельности (таких видов деятельности, как труд, наука, спорт) и образование как вид деятельности (т.е. индивидуальное воспроизведение социокультурного опыта). Личность профессионала выступает как субъект духовно-деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и социокультурного развития человека. Таким образом, обнаруживается закономерная тенденция сращивания высшего образования с профессиональной деятельностью и культурой личности студента.

Социокультурный подход в теории физической культуры.

Любой вид духовно-практической деятельности (наука, культура, образование, спорт) рано или поздно достигает такого уровня зрелости, когда возникает потребность в переосмыслении своих фундаментальных оснований, уточнении методологии, поиске новых парадигм, позволяющих более эффективно решать возникающие в обществе проблемы. Задачи модернизации образования в сфере физической культуры настоятельно требуют от ученых поиска новых его моделей, антропно-деятельностных технологий, позволяющих профессиональному работнику преодолеть отчужденное отношение к миру, самому себе, другим людям, обществу в целом. Известно, что вузовская дидактика (в целом, а не отдельные педагоги) длительное время была излишне технократичной, "безлюдной", безличностной, оторванной от духовно-деятельностной культуры человека. Задачи развития формально-логического интеллекта, операционно-технических способностей (характерных для много знающего и рационально действующего человека) решались намного эффективнее, чем развитие духовного потенциала личности и общества в целом. В сфере воспитания, как правило, осуществлялась редукция духовности к набору моральных качеств. Вместе с тем хорошо известно, что обезличенное знание не может быть нравственным. Когнитивная парадигма обучающих технологий, построенная на принципах биоцентризма (в рамках закономерностей и принципов естествознания), "функционально захватывала" лишь отдельные потребности и способности человека, но не его уникальную социокультурную сущность.

Традиционная педагогика, считающая своей главной задачей стимулирование и контролирование поведения и сознания "массофицированной личности" (на основе "идеологического обеспечения", "руководящей роли", "воспитания сознательности" и т.п.), превращала человека в "объект усвоения и воспроизведения определенного объема знаний, умений и навыков" (общественно-канонизированной информации - "всем и для всех"). Спортивная педагогика, психология, дидактическая кинезиология (теория обучения действиям) по принципу построения до сих пор остаются преимущественно функционалистскими (недеятельностными) системами (в которых доминируют "мотивационно-регулирующие корреляты", "функциональные операторы", "сигнальные системы", "социокоды", "банки знаний", "эталоны спортивной техники", "константы соматического здоровья" и другие функционалы). Вместе с тем общепсихологические исследования (труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, В.В. Давыдова), работы современных дидактов (А.П. Азарова, А.А. Вербицкого, О.В. Долженко, М.В. Кларина), а также специалистов в сфере физической культуры (Г.Г. Наталова, В.К. Бальсевича, Д.Д. Донского, Ю.К. Гавердовского, В.Б. Коренберга, В.И. Столярова, Л.И. Лубышевой и мн. др.) позволяют построить антропные образовательные технологии (центрированные на личности как социально-духовной сущности человека-деятеля) на основе принципов деятельностного, социокультурного подхода в педагогической сфере общества .

Обновление и углубление содержания высшего образования связано прежде всего с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Как полагает Г.Г. Наталов [7], модернизацию физкультурного образования следует начинать не с переформулировки его целей и задач, не с модернизации вузовских стандартов и обучающих технологий, а с пересмотра онтологических оснований теории физической культуры и профессионально-деятельностной парадигмы. С позиции онтологической концепции, разработанной в Кубанском ГУФКе, предметно-содержательной основой образования в сфере физической культуры является культура двигательной деятельности человека и человечества.

Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал - это прежде всего личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе. Человек - субъект культуры: в своей профессиональной деятельности он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура представляет собой опыт творческой деятельности людей, взятый в его всеобщих - исторически развитых и исторически развивающихся — формах предметности (материальных и духовных ценностях). Это своего рода духовно-деятельностные корни, которые питают и взращивают сознание и личность деятеля. Сознание человека формируется и развивается внутри "социокультурного универсума", в котором кристаллизован опыт мышления и духовно-практической деятельности. Антропно-деятельностная образовательная среда - это, по сути дела, катализатор, "дрожжи" для профессионально-личностного развития, "самостроительства" студента с помощью особых средств, способов и регулятивов, которые мы называем социокультурными двигательными действиями.

Примат личности в системе физкультурного образования.

В традиционной системе физкультурного образования качество обучения оценивается, как правило, степенью адекватности принятым в обществе образовательным нормам и стандартам. Данный тип образования ориентирован на массовое воспроизводство заданных извне стандартов знаний и умений, "культурных эталонов" (в рамках культуронаследия), т.е. ориентирован, собственно говоря, на "вчерашний день" мировой цивилизации. В антропных образовательных технологиях критерием качества является соответствие вузовских стандартов потребностям личности, ориентированной на профессионально-педагогическую деятельность. Целью образования становится индивидуальное развитие личности, готовой к профессиональной деятельности в условиях развивающегося социально-исторического пространства. Важно не просто "технологически запустить" требуемые стандартами образования профессиональные знания, умения, навыки педагога-тренера, но и создать возможности достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной организации самосознания личности). Необходимо создать пространство развивающего общения. При этом образовательные стандарты "очеловечиваются", а учебная деятельность студента становится "образовательной" - оказывается способом "самопостроения" и самореализации личности. Высший (креативно-личностный) уровень профессионального мышления в значительной степени связан с осознанием проблем предметной области своей деятельности (в широком социальном контексте, включающем проблемно-творческую сферу культуры). При этом локальная, ситуативная проблема должна быть вовлечена в контекст более широких (в пределе - глобальных) проблем человеческого бытия. Очевидно, что такое понимание антропных образовательных технологий связано с метарефлексивной позицией личности профессионала, его духовно-ценностной ориентацией [2, 3, 6].

Парадигма деятельностного сознания и социокультурных двигательных действий человека. В рамках теории социокультурных действий, разрабатываемой нами в дидактике профессионально -педагогического образования, предложено понятие "психосемантика деятельностного сознания" личности [5]. Данный термин связан с рефлексивно-смысловой сферой социокультурной деятельности человека, базирующейся на ценностных системах личности, психосемантических программах управления и регуляции в их отношении к целям, средствам и результатам познавательной и преобразовательной деятельности (рис. 1). С одной стороны, деятельностное сознание вместе с проектно-технологическим сознанием (где действуют в основном "данные извне" стандарты знаний, социальные стереотипы, кодексы и диспозиции личности) образуют системно организованную психическую сферу как высшую форму отражения и преобразования действительности (см. соответственно левый и правый столбец на рис. 1). С другой стороны, деятельностное сознание является автогенеративной системой , т.е. оно порождается внутри деятельности и стимулирует собственное развитие через деятельность, в том числе через креативно-двигательные действия человека.

Рис. 1. Функциональная структура деятельностного сознания как инструмента познания и преобразова ния мира

В рамках философской теории деятельности образовательная сфера (внутри которой человек обретает свою родовую сущность) представляет собой онтологически фиксируемое социопространство (связи и отношения с другими людьми) и индивидуальную предметную среду (физические ноумены и феномены). "Сфера бытия" человека чрезвычайно велика - от размеров вытянутой руки до Космоса (Вселенной, в которую "вселен" человек). Это своего рода социокультурное поле для развертывания рефлексивно-личностных процессов проектирования и построения духовно-практической деятельности, а культура, связанная с ценностно-смысловой сферой деятельностного сознания личности, предопределяет продукт и результат этой деятельности. Парадигма деятельностного сознания основана на трех "категориальных онтологиях": личность в развитии деятельности; деятельностное сознание в развитии рефлексии; деятельность в развитии сознания личности.

Только становясь субъектом развития собственных социокультурных действий, человек обретает возможность стать личностью. При этом важно не просто "функционально запустить" требуемые стандартами образования профессиональные качества специалиста в той или иной сфере деятельности, а создать возможности для достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной самоорганизации сознания личности). Здесь необходимо иметь в виду не только когнитивные механизмы отражения предметной среды, но и социокультурные механизмы формирования деятельностного сознания - формирование образа мира (мировосприятие, мировоззрение, мироинтерпретация), проектного отношения к миру (мироконструирование) и вписанной в этот образ системы духовно-практической деятельности .

Главная эвристическая ценность парадигмы деятельностного сознания состоит в том, что в ней заложены мировоззренческие и регулятивные принципы , усваиваемые (осваиваемые) в ходе социализации человека. Указанные принципы лежат в основании механизмов познания и преобразования мира на основе формирования :1) общей концептуально-мировоззренческой системы человека и 2) деятельностной установки (операционно-технологической готовности и стремления к деятельности). Важно подчеркнуть конструктивную особенность построения концептуального образа мира: то, как он "открылся" человеку с помощью когнитивно-орудийных механизмов, на "языке практических действий". Социально-предметный мир понимается здесь как человеческий проект, а деятельность - как целесмысловая программа построения социокультурных, ценностно ориентированных двигательных действий. Отметим, что ценность относится не к сфере "материальных вещей" (вещи индифферентны), а к продуктивной деятельности человека, которая является ценностью средства для личности деятеля. Ценность, смысл, значимость - это не столько признаки объекта, сколько продукт (структура) семантического взаимодействия данного объекта с тезаурусом человека (рис. 2).

Предметный мир человека как рефлексивно -личностный диалог. "Социокультурный синтез в системе образования - это не набор эталонизированных конструктов социального опыта, а открытая система общезначимых проблем деятельностного бытия людей" (В.Т. Кудрявцев). Именно образовательные технологии превращают объективированные проблемы человеческой деятельности в предмет межпоколенного диалога. На диалогическую природу человеческого сознания, мышления и внутреннего мира личности указывали М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер и др. Предметный мир личности - это и есть диалог разных субъектов культур, диалог смыслов социокультурной, ценностно ориентированной деятельности.

Известно, что образовательный диалог - это диалог человека с человеком, человека с собой, человека с природой, человека с культурой, человека с цивилизацией. Современная система компьютерной модемной связи способна обеспечить прямой диалог людей, находящихся на разных континентах. Подчеркнем, что социокультурный диалог возможен при соблюдении принципа доминанты на другом человеке (А.А. Ухтомский) и принципа единства мира, логики и семантики, отражающего единство личности и ее внутреннего предметного мира [3]. Рефлексивно-личностный диалог приходит к нам через деятельностное сознание (сознание есть там, где есть два сознания, по М.М. Бахтину), со-творчество, со-переживание, со-бытие (совместное бытие), со-мысль (социокультурный смысл, совместная мысль как общее достояние многих).

В образовательных технологиях, при работе в аудитории или на спортивной площадке важно предусмотреть не только диалогичность методов обучения (например, совместное "вопрос-ответ-вопросное" конструирование учебного процесса), но и диалогичность содержания мыследеятельности студентов (умение вырабатывать в себе "внутреннего оппонента", вставать на точку зрения других людей, формировать критическое мышление). Педагогу-тренеру необходимо также развивать смысловую дерефлексию - видение себя "глазами ученика". Здесь должен действовать принцип "Docendo discimus" (лат.) - "Обучая других, мы учимся сами": экспериментируем, конструируем, выступаем в качестве эксперта.

Рис. 2. Семантика взаимодействия человека с "социокультурным объектом"

Антропный принцип и образовательные технологии в теории построения социокультурных двигательных действий. Антропная, синергетическая парадигма образования (производное от слова "образ") устанавливает взаимосвязь идеального (сознания) и реального (бытия). Образование как социокультурная ценность - это осознание субъектом собственного взаимодействия с окружающим миром, обеспечивающего как изменение мира, так и преобразование сознания, мышления и деятельности личности. Отметим, что весь предметно-социальный мир - это всеобщее образовательное пространство (сфера взаимодействия человека с природой, обществом, другими людьми), в котором мы занимаем определенное место (обусловленное социокультурными ценностями, механизмами самоопределения и личностной позицией). В образовательном пространстве социума и профессиональной среде деятельности "выращиваются" индивидуально-личностные потребности и способности (путем овладения технологиями образования: для чего? что? как?). Миссия образования состоит в том, чтобы осознать себя во всем человеческом континууме ("био-социо-духе"), осознать окружающую реальность (понять ее с предельной объективностью) и овладеть методами и способами деятельности, выработанными цивилизацией и культурой.

С нашей точки зрения, сущностными признаками социокультурной деятельности являются: 1) акт творчества (творение себя и творение-из-себя); 2) тенденция к развитию (доминанта на конструктивный, а не на эволюционный процесс); 3) наличие "персонифицированного продукта" (материального и идеального). Антропные образовательные технологии "образуют" человека, а он в своей социокультурной деятельности образует и преобразует мир. При этом весь освоенный человечеством мир (антропосфера, социосфера, техносфера) предстает как мера человеку . Поэтому педагогическая сфера общества должна быть организована в соответствии с принципом гуманизма, как сфера универсального (homo totus), а не "частичного человека". Так, например, многие годы в нашей стране использовалась только часть формулы Д. Ювенала: В здоровом теле здоровый (?) дух. Однако Ювенал имел в виду целостного человека, сочетающего возвышенный дух с совершенным и здоровым телом: "Orandum est, ut sitmens sana in corpore sano" (лат). Отметим, что культура человеческой телесности (физическая культура тела, "телесный канон") - это не только предпосылка здорового ("здравого") образа жизни и деятельности: в ней проявляется этико-эстетический, а следовательно, и духовный смысл (физическая культура духа).

Двигательное действие спортсмена как объект познания и преобразования представляется в сознании (семантическая репрезентация), "испытывается" на биосоматическом уровне (механизмы телопсихики - bodypercept), реализуется в деятельности (технико-технологические операции). Здесь весьма важна организующая, пропедевтическая роль теории спортивной техники по отношению к технологии построения двигательных действий. Теория позволяет спортсмену осуществить переход от анализа ситуации решаемой задачи на "языке состояний объекта" к ее анализу на "языке технологических моделей" [4]. Как говорит русская народная пословица, "Теории - пуд, а практики - фунт, и она перетягивает". Вполне понятно, что теория должна быть высокопрактичной, а педагогические технологии - практико-ориентированными: "Почва должна быть вспаханной - готовой к посеву". Для этого педагог-тренер должен освоить основные "семантические регулятивы" теории спортивной техники и кинезиологии, позволяющие ему реализовать: 1) биомеханическую организованность системы движений (механизмы, их структуры и функции); 2) ценностно -смысловую организованность системы (целесмысловые структуры и функции); 3) процессуально-технологическую организованность системы (структуры управления и регулирования). Педагогическая биомеханика, если она хочет предотвратить дезинтеграцию как утрату своего структурного единства, сохранить и повысить свое научное и практическое значение в сфере физической культуры, обязательно должна расширять свой предмет, категорийный аппарат (язык науки), методы и функции. Двигательное действие как объект познания не должно разделяться границами естественных и гуманитарных наук. Необходима "гуманитарная конверсия" биомеханических технологий, "диалог" между биомеханикой и гуманитарными науками. Важно иметь в виду, что конечная цель любого исследования - познание человека (гуманитарные методы) или познание для человека (методы естествознания). "Диалог наук" позволит формировать у студента не только конкретные знания de re (методы прикладной механики), обобщенные знания de dicto (теория спортивной техники), но и личностно ориентированные знания de se (объектом которых является собственное "Я").

Важно научить студента переводить научные проблемы в управленческие знания и рефлексивно организованную практику: 1) что есть объект; 2) как к нему отнестись; 3) как его преобразовать. С точки зрения классической методологии биомеханики (работы Д.Д. Донского, В.М. Зациорского и др.) основными характеристиками двигательного действия являются: объективность, логическая системность, дискретность, детерминизм, многомодельность. Принципы и методы прикладной механики позволяют научить студентов "читать движения", понимать основы спортивной техники. С точки зрения неклассической методологии и методов педагогической кинезиологии двигательные действия характеризуются: ценностно-смысловой и целевой организованностью, социокультурной обусловленностью и субъектификацией. Последняя представляет собой процесс и результат наделения "живых движений" субъектностью - свойствами, качествами и функциями субъекта двигательного действия. Лексическое значение данного термина ("субъект" + … "фикация" - от лат facio - делаю, создаю) - "создаю субъекта". При субъектификации взаимодействие человека с объектом "из царства вещей" может осуществляться методом эмпатии - на основе этических норм: субъект - сообъект (по С.Д. Дерябо).

Принципы и методы педагогической кинезиологии позволяют научить студентов "строить" социокультурные двигательные действия и "выстраивать" личность деятеля [5].

В современной теории обучения двигательным действиям следует, на наш взгляд, уточнить фазовую структуру формирования знаний и умений. Если в русском языке данные понятия обозначаются разными словами, то в английском языке одним словом - knowledge. Это, по сути дела, "живые знания-умения" (способности). Известно, что "образование личности" идет впереди развития (по Л.С. Выготскому). Следовательно, на первых этапах обучения (этап познавательной направленности на предмет; этап интеллектуальной мотивации, где осуществляется поиск смысла деятельности) должны доминировать функции воспитания личности. Здесь в полной мере должен быть реализован принцип мотивационной поддержки каждой дидактической единицы учебно-познавательного материала. Основная проблема педагога-тренера должна быть не в том, "как учить", а в том, "какой должна быть деятельность студента по овладению "живыми знаниями-умениями".

На последующих этапах (этап проблематизации мышления, этап аналитической и метрической обработки информации) реализуются антропные обучающие и развивающие технологии: "Вовлеки меня - и я научусь!" (китайская пословица). Человек, таким образом, осваивает знания в контексте своих действий: "Делаю, учась" и "Учусь, делая". При этом в его деятельности подвергаются испытанию как объект действия (прежде всего - рациональность используемых способов), так и субъект (способности творчески мыслить и действовать). "Преподавать" спортивную технику нужно так, чтобы транслировалось не столько содержание предмета обучения, сколько продуктивные методы и способы мышления и деятельности. Известно, что предмет деятельности представлен не только объектом, но и методом (пред-мет и мет-од имеют близкий лингвистический смысл). Еще раз подчеркнем, что основные понятия и методы педагогической кинезиологии представляют собой своего рода психосемантические конструкты (проектно-смысловые структуры), генезис которых социокультурен (а не отражателен), а функции - орудийны.

На данных этапах весьма важно трансформировать интеллектуальную мотивацию в профессионально -педагогическую, имеющую "высоколичностный смысл". Следует подчеркнуть, что субъект социокультурных действий одновременно является "субъектом своей мотивационной сферы" - он должен научиться анализировать свои действия с точки зрения системы человеческих ценностей и смыслов, переживаний, отношений, творчества. Еще Публий Сервиний отметил: "Когда двое делают одно и то же - это не одно и то же". Так, в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Грушницкий топает ногой от досады, драгунский капитан - от брезгливости, а Максим Максимыч - в порыве раскаяния (В.В. Набоков). Вполне понятно, что биомеханизмы двигательных действий не только детерминированы эволюционно-генетическими закономерностями (подробно изложенными в трудах В.К. Бальсевича), но и подчинены когнитивным, семантическим законам человеческой ментальности.

Отметим, что процессы творчества - творчество как самовыражение и творчество как психическая саморегуляция - могут (и должны) присутствовать как на первых этапах обучения (связанных с вовлечением личности в процесс деятельности), так и на последующих этапах технико-технологической и смысловой организации необходимых действий и мыследействий. На наш взгляд, следует различать творческую личность и личность творца, демиурга (гр. demiurgos - созидатель). Последний врастает в процесс получения продукта и прорастает в самом продукте его частью. Антропные обучающие технологии объективируют способности и волю человека к творчеству, а творчество - к самоизменению. Творение - это и процесс, и результат.

Именно мышлением, в мышлении и для практических действий с теми или иными объектами формируется личностное знание студентов. Последнее, как стало ясным, не возникает в результате абстрагирования от объектов "предметно-вещного мира", а конструируется и реконструируется из действий человека с данными объектами. "Извлекаемое" из деятельности с объектами знание становится системозадающим фактором самоорганизации личности - оно ее driver (движитель) "информационно-смысловой репликатор". Таким образом, антропные образовательные технологии должны интегрировать такие методы обучения, как "эвристический эксперимент над объектом" (в основе которого лежит мера объекта), так и "эксперимент над собой" (в основе которого лежит мера субъекта). В первом случае методы направлены на объект (дидактическая обработка научных знаний), во втором случае - на сознание, мышление и деятельность субъекта (дается информация, соответствующая запросам студента). В результате осуществляется усвоение "живых знаний" через освоение "живых действий", порождающих деятельностное сознание и личность деятеля.

"Мыслю - следовательно, существую", - провозгласил Б. Паскаль. С нашей точки зрения, данная сентенция должна быть уточнена: Мыслю - следовательно, действую, действую - следовательно, существую. Известно, что субъекты деятельности предпочитают воспринимать мир с точки зрения личности, решающей те или иные задачи. Сущность человека конструктивна и социальна (социокультурна). "Мы понимаем сделанным, а не сделанное" (парадокс М.К. Мамардашвили). Так, подлинный художник рисует не то, что видит (механизм translation), а для того, чтобы "увидеть невидимое" (механизм representation). Поэт, выражая в стихах свое сокровенное "Я", открывает ("о-творяет") себя прежде всего для самого себя и вместе с тем для других. Спортсмен через свои креативно-двигательные действия становится творцом, демиургом. Важнейшая задача антропных образовательных технологий - понять и интерпретировать мир, организованный и увиденный через текст (научный, художественный, дидактический). М.М. Бахтин, В.В. Налимов, М.К. Мамардашвили и другие авторы считают, что текст есть нечто, посредством чего мы читаем событие. Мы полагаем, что человек и его деятельность представляют своего рода "живые тексты", способные к самоорганизации, самоинтерпретации, самореконструкции. Интерпретация двигательных действий осуществляется как семантическая рефлексия над реальным объектом, его заместителями (модели объекта - знаковые системы, средства отображения информации) и "действиями в уме" (проектирование, конструирование, преобразование объекта). "Модель объекта" оценивается, как правило, исходя из соответствия действительности. "Модель проекта" - из соответствия намеченной цели преобразования. Суть первого - исследование. Суть второго - изменение действительности.

Креативно-двигательные действия спортсмена как "психомоторные произведения" характеризуются инновационными и экспрессивными признаками. Первые ориентированы на оценку креативности по новизне конечного продукта, вторые - на самовыражение творца. Главная функция социокультурных действий - рождение нового ("творить небывалое"), амплификация инноваций, а не развитие того, что уже есть. Инновационный продукт (материальный или идеальный) - это, с одной стороны, результат деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек лицетворит , "строит себя изнутри" (по Б.Г. Ананьеву), утверждает себя в социокультурной среде. При этом ценность "Я-деятеля" (мера субъекта) интегрируется с ценностью (мерой) преобразуемого им объекта. И тот, и другой становятся средством расширенного воспроизводства культуры. Синтезирующую роль в социокультурной теории креативно-двигательных действий берет на себя именно культура , объединяющая науку и образование.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 137
Бесплатно скачать Статья: Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры