Статья: Дикая природа: любите или не приближайтесь (охрана природы как культурное делание и религиозный опыт)

Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все искажается в руках человека.

Ж.Ж. Руссо

Я бы хотел сказать несколько слов в защиту свободной природы, этой дикой, удивительной, совершенно иной цивилизации, с каждым днем все стремительней исчезающей с планеты Земля. Я бы хотел поднять вопрос об ее праве на существование, свободу и достоинство. Мне кажется, что вслед за освобождением негров, женщин и меньшинств пришла пора серьезно поговорить об освобождении дикой природы, именно дикой, практически неизмененной человеком, и поэтому имеющую особую ценность.

Прошло много времени, и человек наконец-то понял, что все люди имеют одинаковое право на жизнь и свободу, независимо от их цвета кожи, расы, национальности. Теперь человеку остается понять последнее -- что дикая природа и ее виды также имеют равную с ним ценность, те же моральные права, и жизнь у любого животного или растения тоже одна, а Земля -- единственный дом, как для них, так и для человека. К сожалению, дикая природа не может ждать, если экологическая этика будет распространяться также медленно, как демократия. Просто может настать день, когда дикой природы на Земле больше не останется...

Долгое время дикая природа представлялась европейцам местом бедствий, недостатков, глубоких страданий и смертельных опасностей. Значимой характеристикой дикой природы являлось отсутствие в ней прямой полезности. Кстати, в Библии термин "дикая природа" встречается около 300 раз и все его значения являются отрицательными. Как в Ветхом, так и в Новом Завете это словосочетание относится к местам неиспользованной человеком природы, где обитали дьяволы и демоны.

Отношение к дикой природе как к пустырю, неудобью, бесполезному и этически неценному месту, которое обязательно нужно использовать, покорить, улучшить, возделать, украсить - - являлось доминирующим и в СССР.

Несмотря на все потуги экологического образования, и по сей день для большинства наших соотечественников дикая природа, к сожалению, то самое "иное", которое нужно покорить и изменить. Даже в природоохранной деятельности до настоящего времени господствует антропоцентрический подход, суть которого хорошо передает известный лозунг: "Все для блага человека, все во имя человека". А значит нельзя быть спокойным за будущее дикой природы.

Ее спасение не только в новых заповедниках и питомниках редких видов, а прежде всего в перемене нашего отношения к ней, которое может быть выражено в новом лозунге: "Не все для блага человека, не все во имя человека".

О различных подходах и ценностях такого нового отношения к дикой природе я хочу порассуждать в этом эссе.

Что такое дикая природа?

Дикое выше правил и искусства.

Д. Мильтон

Конечно, совсем дикой природы (первозданной), полностью независимой от влияния человеческой цивилизации в настоящее время не существует. Однако при помощи особого научного приема -- идеализации, понятие "участок дикой, свободной природы" можно распространить на довольно значительное число природных территорий, существенно не измененных человеком. Ведь могут же математики оперировать таким идеальным понятием, как "точка" и "окружность", физики -- "идеальный газ" и "несжимаемая жидкость".

Под определение "дикая природа" могут попасть горы, пустыни, тундра, арктические области, подводные участки, пещеры. С некоторой натяжкой -- старовозрастные леса, заросшие дельты крупных рек, большие болота, речные каньоны, участки целинных степей.

К сожалению, в отечественной терминологии нет точного определения, что подразумевается под термином "дикая природа". Попробуем сослаться на зарубежную интерпретацию.

В утвержденном в 1964 году Конгрессом США Законе "О дикой природе" сказано: "Дикая природа, в отличие от тех мест, где люди и их труд доминируют в природе, определяется как территория, не тронутая людьми, где человек -- только гость и постоянно не пребывает там. Территория дикой природы, определенная в этом Законе как неразвитая федеральная земля, сохраняющая первоначальный характер и влияние, без изменений и поселений человека, которая управляется так, чтобы сохранить естественное состояние и которая:

1. Оказывается под воздействием сил природы, а не человека;

2. Имеет особые возможности для создания человеку среды одиночества и естественного оздоровления;

3. Имеет площадь 5.000 акров необработанных, неизмененных земель;

4. Имеет также экологические, геологические или другие научные, образовательные или исторические ценности" (1).

Дикая природа не бывает статической, имеет много степеней изменчивости. И эти изменения происходят во многих формах. В отличии от термина "девственная природа", термин "дикая природа" не может быть использован как абсолют. Подобно температуре и скорости это вопрос "степени". "Вместе с тем, - - как заметил один писатель, -- лучше раненая дикая природа, чем вообще никакая".

Подытоживая высказанное, можно дать еще несколько определений термину "дикая природа". Итак, дикая природа -- это земля с собственной волей, место, наделенное силой воли и духом; антипод человеческой цивилизации; местность, где человек не препятствует природным силам.

Священные рощи, как пример благоговейного отношения к дикой природе.

Там на берегу, Где дремлет лес священный, Твое я имя повторял.

А. Пушкин

Часто новое -- хорошо забытое старое. Пример бережного отношения к участкам дикой природы, почитания и боготворения их показывают нам язычники, имевшие свои священные рощи (а также священные ключи, горы, реки, озера, острова, камни и отдельные деревья). По мнению английского знатока лесного фольклора Александра Портеуса первые священные рощи находились на холмах (ближе к небу), чем объяснялось их почитание (2).

Порой сам дух, идол назывался священной рощей. Полагалось, что такие рощи нельзя посещать без благоволения божества. Иногда рай считался священной рощей, где нужно было вести себя дисциплинированно, созерцать загадочные и святые деревья, которые запрещалось трогать.

Божественное уединение рощи казалось язычнику местом почитания, выделенным самой природой, и эти рощи являлись единственными и самыми первыми храмами. Здесь человек "от мира удаленный" общался с духами и бессмертными.

Священные рощи чаще всего были круглыми, реже -- продолговатыми, окруженные канавой или рвами. В такой роще нередко бил священный источник. В центре рощи имелось округлое место, огороженное большими камнями, установленными перпендикулярно земле -- здесь приносились жертвы. Когда храмы стали сооружаться из камня, то несколько раз в год с них снимались крыши -- как символ открытости небу священной рощи.

В германские священные рощи нельзя было входить, не будучи скованным цепью, как признание своей низшей природы перед лицом божества рощи. Если человек здесь случайно падал, ему не разрешалось вставать, и он должен был выкатываться из рощи по земле. Считалось, что из священных рощ произошла наука, ибо здесь обитали божества, миротворцы всего. Германцы запрещали в священные рощи входить всем, кроме жрецов и пророков, считалось, что на деревьях этих рощ восседали на своих тронах боги. В священных рощах германцы сберегали боевые знамена. С началом войны их выносили и несли перед армией. Кстати, в переводе с кельтского "священная роща" звучит как "чистое место в лесу".

Особо почитались священные рощи в Древней Греции и Риме. Недаром Ксеркс, войдя в Грецию, запретил воинам причинять вред священным рощам. Римские пастухи, заботясь о благе своих стад, молились о прощении на тот случай, если их овцы съедят листья со святого дерева рощи.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 153
Бесплатно скачать Статья: Дикая природа: любите или не приближайтесь (охрана природы как культурное делание и религиозный опыт)