Статья: Дворцы Петербурга
Известно, что Летний дворец Петра I — это самый ранний и самый скромный из петербургских дворцов. На левом берегу Невы в том месте, где из нее вытекает река Фонтанка, первую царскую резиденцию — деревянное здание «голландского» фасада — возвели еще в 1704 г. В 1708–1712 гг. архитектор Д. Трезини построил вместо деревянного дома, небольшой каменный дворец, который и стали называть Летним. В работе по внутренней и внешней отделке дворца принимал участие архитектор А. Шлютер.
Прямоугольное, двухэтажное здание дворца, перекрытое четырехскатной черепичной кровлей, было довольно скромным и не отличалось каким-то особенным великолепием. Лишь позднее фасады здания украсили 29 рельефами на мифологические темы, в которых в художественной форме были отражены события Северной войны. Скромность внешнего и внутреннего убранства объяснялась тем, что летний дворец не был предназначен для официальных приемов, а служил императорским жилищем, в котором Петр I с семьей жил с апреля по октябрь.
На каждом этаже дворца расположено по семь комнат. Первый этаж император отвел под свои покои, второй этаж предназначался для его жены Екатерины Алексеевны и детей. Поэтому в дворце было два кабинета, а также токарня, в которой государь занимался токарным делом, танцевальная, детская, спальня, столовая и гардеробная. Из скромного убранства царских покоев сохранились изразцовые печи, резные дубовые панно, живописные потолочные плафоны. Великолепное впечатление производит огромный, во всю стену барометр, с тремя круглыми табло, которые показывают атмосферное давление, направление и силу ветра. Над Летним дворцом возвышается флюгер — фигура Святого Георгия Победоносца.
Вокруг дворца по повелению Петра I в 1704–1730 гг. был разбит Летний сад. Регулярный, со строго геометрической сеткой аллей, сад был тогда новинкой в России. К тому же в саду установили многочисленные статуи, бюсты, скульптурные группы на античные сюжеты, что было тоже новостью в отечественном садово-парковом искусстве. В 1773–1786 гг. со стороны Невы Летний сад обнесли изящной кованной решеткой, выполненной по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. С тех пор решетка Летнего сада стала одним из самых ярких символов Санкт-Петербурга.
Михайловский (Инженерный) замок строился в 1792–1800 гг. для императора Павла I. Сохранилось несколько преданий, объясняющих почему Павел I решил устроить для себя новый императорский дворец, впрочем, их истинность не поддается проверки. Одно известно точно, дворец получил свое имя в честь небесного покровителя императора — архангела Михаила. Неизвестно точно и имя архитектора — в разных исследованиях называют имена В. Баженова и В. Бренны. Последние исследования показали, что проект замка принадлежал все же В. Баженову, но строивший Михайловский дворец В. Бренна частично изменил и дополнил баженовский проект.
Новый царский дворец был построен в стиле средневекового замка. По заказу императора один из фасадов дворца опоясала оригинальная терраса-балкон, боковые фасады завершены башнями, внутренние помещения имели разную форму — круглые, овальные, многоугольные. Само здание в плане представляет собой квадрат с восьмиугольным внутренним двором. С четырех сторон замок окружали воды рек Мойки и Фонтанки, а также двух специально прорытых каналов — Церковного и Воскресенского. Через Воскресенский канал перекидывался цепной мост, который на ночь поднимали. Красно-коричневый цвет стен завершал несколько мрачное впечатление, которое производил замок.
Впрочем, основная «мрачность» Михайловского замка связана с событиями, которые развернулись в нем, вскоре после того, как император Павел переехал в него на жительство. Именно здесь в ночь с 10 на 11 марта 1801 г. император Павел был убит в результате заговора.
После этого почти два десятилетия дворец пустовал. В первой четверти XIX в. архитектор Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка — были засыпаны каналы, но сохранились мосты через них. Наконец, в 1819 г. его передали Инженерному училищу и уже с 1823 г. замок официально стал называться Инженерным. В этом училище инженерное образование получил множество выдающихся русских военных инженеров, в частности, герой Севастопольской обороны во время Крымской войны генерал Тотлебен, и герой Великой Отечественной войны генерал Д. Карбышев. А самым знаменитым выпускником училища стал великий русский писатель Ф.М. Достоевский.
Вокруг Михайловского (Инженерного) замка разбит Михайловский сад, напротив дворца установлен памятник Петру I, выполненный Бартоломео Растрелли-старшим. Этот памятник Растрелли начал делать еще при жизни Петра, закончил в 1746 г., однако он был установлен только императором Павлом. Поэтому неслучайно памятник украшает надпись «Прадеду правнук».
Первое упоминание о Петергофе относится к 1705 г. Здесь, в путевом дворце Петр I останавливался на пути из строившегося Петербурга в Кронштадт. С 1714 г., после первых значимых побед в Северной войне, началось строительство парадной царской резиденции.
Автором первого проекта дворца, возможно, был сам Петр I, ведь в основе первоначального варианта чертежей лежали его карандашные рисунки. Северный «парадиз», т.е. «рай», государь решил посвятить победам русской армии и флота в Северной войне. Замыслы русского государя воплощали в жизнь иностранные и русские мастера — архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.Ф. Браунштейн, Н. Микетти, М. Земцов, скульптор Б. Растрелли. Позднее в работе над строительством Петергофа участвовали В.В. Растрелли, Н. Пино, К. Оснер, Т. Усов, И. Мордвинов.
Еще при жизни Петра I, за десять лет были созданы Верхний сад и Нижний парк, прорыт Морской канал, на гребне склона возведены Верхние палаты (Большой дворец), а перед ними Большой каскад — система фонтанов и водных каскадов, построены малые дворцы и множество фонтанов. Проообразом всего петергофского ансамбля отчасти послужила резиденция французских королей — Версаль. Более всего о нем напоминает планировка Верхнего сада, разбитого со стороны южного фасада дворца: прямые дорожки, газоны в форме геометрических фигур, бассейны с фонтанами. Центральный из них украшен скульптурной группой Б. Растрелли «Нептунова телега». Причем фигура мифического морского бога олицетворяла Петра I — нового властителя Балтики.
Большой дворец — это истинное произведение архитектурного и инженерного искусства. Построенный Ж.-Б. Леблоном дворец с самого начала подтапливало водами Финского залива, и поэтому архитектор соорудил подземный акведук для отвода вод из подвала. В самом дворце Леблон устроил сквозной вестибюль, проделал широкие двери и окна в Итальянском салоне, украсил его деревянными резными панелями и живописью.
В 1719 г. архитектор И.Ф. Браунштейн провел внутреннюю отделку дворца. Самым удачным его творением стал кабинет Петра I, украшенный резными дубовыми панелями. В 1745–1755 гг. по велению императрицы Елизаветы Петровны В.В. Растрелли перестроил и расширил Большой дворец: увеличил центральную часть, пристроил два боковых флигеля и соединил их галереями с боковыми корпусами — Церковным и Гербовым. Именно в таком виде Большой дворец дошел и до наших дней.
К центральной части Большого дворца, обращенного в сторону моря и Нижнего парка, примыкает уникальное, не имеющее аналогов сооружение — Большой каскад. Он представляет собой пятиарочный грот в основании дворца, обрамленный с трех сторон каскадными лестницами. На лестницах размещены 38 статуй и 213 мелких скульптурных произведений, а также 75 фонтанов. Большой каскад начал действовать в 1723 г., и в наши дни он представляет собой феерическое зрелище: по мощным уступам низвергаются потоки воды, в живописном узоре водяных струй сверкают позолотой статуи античных богов и героев. Центром скульптурного убранства Большого каскада стал фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва», установленный в 1735 г. в честь победы в Полтавском сражении.
На территории обширного Нижнего парка находятся малые дворцы. Дворец Марли — дом с прудами, садом, каскадом «Золотая гора» расположен в западной части парка. Эрмитаж — павильон уединения — находится у самого моря. Монплезир — любимый прибрежный дворец Петра построен в стиле «голландской» архитектуры в восточной части парка. К нему прилегают сады, фонтаны, каскад Драконов. Все эти сооружения соединены между собой и с Большим дворцом прямыми аллеями.
С 1770-х гг. вокруг первоначального ансамбля Петергофа начал складываться комплекс пейзажных парков. Дж. Кваренги для Екатерины II создал Английский парк с дворцом в стиле строгого классицизма. В 1820-е гг. А. Менелас построил Александрию — собственную дачу супруги императора Николая I Александры Федоровны — с домом (Императорским коттедж) и часовней Александра Невского в неоготическом стиле. В 1830–1850-х гг. архитектор А. Штакеншнейдер устроил Луговой парк с Никольским домиком и дворцом Бельведер на Бабигонском холме и несколько резиденций для детей Николая I.
Петергоф перенес тяжелейшие разрушения в годы Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские оккупанты почти полностью разрушили дворцы, погиб весь внутренний декор, даже полы и перекрытия кое-где рухнули. С 1952 г. в Петергофе начались восстановительные работы, но первых посетителей этот уникальный музей смог принять только через 12 лет.
Царское Село — это летняя загородная императорская резиденция под Петербургом. В начале XVIII в. на месте Царского Села находилась финская деревня «Саари Мойс» («возвышенная местность»). После того, как Ингерманландия была отвоевана у шведов в ходе Северной войны, Петр I в 1708 г. подарил «Сарскую мызу» вместе с окружающим лесом своей жене Екатерине. При ней был построен сначала деревянный, а затем каменный дворец (1717–1723 гг.) и разбит регулярный сад с террасами. С 1724 г. резиденция стала называться Царским Селом.
Расцвет Царского Села приходится на период царствования Елизаветы Петровны. Она затратила 1200 тыс. рублей на украшение своей любимой резиденции. В 1743–1751 гг. архитекторы М. Земцов, А. Квасов и С. Чевакинский перестроили и расширили дворец, построили церковь, служебные корпуса — циркумференции, — начали перепланировку парка и возведение павильонов, в том числе Эрмитажа.
В 1752–1756 гг. архитектор В.В. Растрелли окончательно преобразил Царское в «Русский Версаль». Он объединил все части строения Екатерининского дворца, выровнял их по высоте и подвел под общую кровлю, выделив центр (Средний дом). С западной стороны был создан Корпус под звездой с Парадной лестницей внутри, с восточной — церковь. Фасады дворца были украшены скульптурами и нарядно окрашены: на фоне бирюзовых стен своей белизной выделялись колонны и наличники, сверкали позолотой статуи и лепнина. Торжественный и праздничный Большой Екатерининский дворец в стиле русского барокко соответствовал великолепию императорского двора.
Богатство и блеск интерьеров еще более утверждали царственное величие дворца. На втором этаже Растрелли оформил серию великолепных залов парадной анфилады, главным из которых был Большой (Тронный) зал площадью 846 м. Он освещался 24 окнами. Зеркала в простенках, золоченые скульптуры, резьба по ценным породам камня, сверкающий паркет, набранный из различных пород дерева, создавали иллюзию необъятного, сверкающего пространства. Ее усиливал живописный плафон «Триумф России» (Дж. Валериани). К числу сокровищ дворца относилась знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I.
Растрелли расширил старый парк (позднее Екатерининский), достроил Эрмитаж, создал Грот, распланировал Новый или Верхний сад, который впоследствии стал регулярной частью Александровского парка.
В царствование Екатерины II, с 1760-х гг. и до конца XVIII столетия дворцово-парковый ансамбль Царского Села был дополнен новыми сооружениями в стиле классицизма. В этот период здесь работали А. Ринальди, В. Неелов, Ю. Фельтен, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. К лучшим постройкам относятся Палладиев мост В. Неелова, Ростральная и Морейская колонны, Кагульский обелиск, Орловские ворота А. Ринальди, посвященные, в основном, победам в русско-турецкой войне. Шедевром классицизма стал созданный Ч. Камероном комплекс, пристроенный к левому торцу дворца. Он включал Холодные бани, Агатовый павильон, Висячий сад и галерею, получившую имя архитектора. Неподалеку от него находится Александровский дворец, построенный Дж. Кваренги для будущего императора Александра I. К правому торцу дворца были пристроены Церковный флигель и корпус Лицея, возведенный архитектором И.В. Нееловым для детей Павла I. Здание Лицея было частично перестроено в 1811 г. В.П. Стасовым. В Новом саду был создан ансамбль «китайской деревни».
В 1810–1820 гг. был распланирован Александровский парк, расширен Баболовский и создан Фермерский парк. При Александре I в Екатерининском парке В. Стасов установил чугунные ворота в память победы в Отечественной войне 1812 г.
Рядом с дворцовыми постройками с самого начала XVIII в. стали возникать «казенные» и обывательские дома. Образовавшийся городок, подчинявшийся дворцовому ведомству, также называли Царским. В 1785 г. в связи с «Греческим проектом» Екатерины II рядом был основан город София с Софийским собором, построенным Ч. Камероном по образцу знаменитой Софии Константинопольской. В 1808 г. София и Царское Село были соединены в один город, ставший уездным (уезд назывался Софийским).
В годы Великой Отечественной войны Царское Село подверглось страшнейшим разрушениям, а особенно пострадал Екатерининский дворец, оказавшийся в руинах. Оккупанты вывезли из Царского огромное число ценностей и культурных памятников. С 1957 г. началось кропотливое восстановление Царского Села. К сегодняшнему дню из 55 залов, существовавших до 1944 г., величайшим трудом реставраторов и строителей восстановлено 22 зала.
Дворцовый комплекс Ораниенбаума сложился в XVIII в. Поначалу эти земли в 47 км от Петербурга на берегу Финского залива напротив острова Котлин принадлежали светлейшему князю А.Д. Меншикову. По велению царского любимца в 1711–1727 гг. здесь был построен загородный Большой Ораниенбаумский (Меншиковский) дворец на гребне высокой естественной террасы по проекту итальянца Д. Фонтана. Сам «увеселительный дом в Ораниенбауме» возводил мастер Г. Шедель.
После того, как в 1727 г. Меншиков был лишен власти и выслан из Петербурга, Ораниенбаумский дворец отошел для государственных нужд. В 1743 г. императрица Елизавета Петровна подарила дворец наследнику престола великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. В 1796 г. император Павел I преподнес дворец в дар своему сыну, будущему императору Александру I.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--