Статья: Эффект кривой опыта и процесс обучения
В результате эмпирических исследований доказано, что при многократном выполнении повторяющихся задач затраты снижаются, поскольку сотрудники приобретают навыки выполнения этих задач. При каждом удвоении нарастающих объемов выпуска продукции затраты на единицу продукции потенциально снижались на 20-30-. Удвоение нарастающего объема выпуска и тем самым потенциальное снижение затрат наступают тем быстрее, чем круче кривая роста для продукта.
Кривая опыта связана с процессом обучения. В результате эмпирических исследований доказано, что при многократном выполнении повторяющихся задач затраты снижаются, поскольку сотрудники приобретают навыки выполнения этих задач. Эффект процесса обучения впервые наблюдался в авиастроительной промышленности США.
В результате систематических наблюдений установили, что при каждом удвоении нарастающих объемов выпуска продукции затраты на единицу продукции, относящиеся к вновь созданной стоимости и очищенные от влияния цен, потенциально снижались на20-30%. Удвоение нарастающего объема выпуска и тем самым потенциальное снижение затрат наступают тем быстрее, чем круче кривая роста для продукта.
Рис. 1. Кривая опыта
Кривая опыта связана, таким образом, со вновь созданной стоимостью. Эффект рационализации производства тем больше, чем выше вновь созданная стоимость.
Вновь созданная стоимость представляет собой разность между стоимостью произведенной продукции и материальными затратами (товарами и услугами, потребленными в процессе производства).
стоимость продукции — материальные затраты= вновь созданная стоимость
совокупный производственный результат + прочие доходы = стоимость продукции
сырье основные и вспомогательные материалы + амортизация + прочие затраты= материальные затраты
На различных предприятиях вновь созданная стоимость получается по-разному. В торговых фирмах она существенно меньше, чем на промышленных предприятиях или в сфере услуг.
Таблица 1. Величина вновь созданной стоимости
Вид предприятия | Доля вновь созданной стоимости, % |
Торговое | 20-30 |
Промышленное | 40-50 |
Предприятие сферы услуг | 70-80 |
Торговое предприятие, продавая продукции на 100 ед., закупает ее на 70-80 ед. Промышленное предприятие, для того чтобы обеспечить оборот, равный 100 ед., потребляет предметов и средств производства на 50-60 ед. На предприятии, оказывающем услуги, например, в консультационной фирме для получения оборота в 100 ед. требуется сторонних затрат лишь на 20-30 ед.
Таким образом, кривая опыта свидетельствует о том, что при каждом удвоении кумулятивного объема выпуска затраты на единицу продукции, относящиеся к вновь созданной стоимости и очищенные от влияния цен, потенциально снижались на 20-30%. На предприятиях сферы услуг вновь созданная стоимость существенно выше, чем на промышленных и торговых предприятиях.
Факторы, влияющие на величину эффекта кривой опыта
На величину эффекта кривой опыта оказывают влияние различные факторы. Часто это комбинация множества факторов, ведущих к снижению затрат предприятия. На практике часто трудно разложить совокупный эффект от кривой опыта на составляющие. Несомненно только то, что результатом может стать снижение затрат предприятия.
На величину эффекта кривой опыта оказывают влияние следующие факторы:
эффект индивидуального и группового обучения работников;
улучшение организационной структуры и организации процессов;
внедрение информационно-управляющих систем;
создание эффективной системы планирования;
осуществление эффективного контроля;
проведение целенаправленных регулирующих мероприятий;
улучшение методов организации труда;
улучшение координации производственных процессов;
внедрение эффективной системы обслуживания и ремонта оборудования;
повышение эффективности складского хозяйства;
совершенствование продукции;
повышение производительности труда персонала путем систематического его обучения на рабочих местах и за счет повторения работ;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--