Статья: Физкультурно-познавательные технологии в начальной школе
Модернизация физического воспитания, возросший интерес общественности к здоровьесберегающим технологиям, а также поворот к личности субъекта образовательного процесса как к самоценности общества потребовали разработки разнообразных форм и методов, направленных на физическое и интеллектуальное развитие детей, которые повышают интерес к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни и ориентированы на формирование потребности в самостоятельной двигательной деятельности.
Педагогический эксперимент, проведенный в начальной общеобразовательной школе № 14 г. Биробиджана в 2001/2002 и в 2002/2003 учебных годах, показал эффективность применяемых нами в процессе обучения и воспитания младших школьников здоровьесберегающих физкультурно -познавательных технологий.
В эксперименте участвовали 250 учащихся 1-3-х классов (1-й класс - 50, 2-й - 50, 3-й -150 учащихся).
Были сформированы экспериментальные (ЭГ) и контрольные (КГ) группы, по 25 человек в каждой.
Школьники КГ занимались по общепринятой методике обучения.
В ЭГ работа осуществлялась следующим образом:
в ЭГ 1 (1-й класс), 2 (2-й класс), 4 (3-й класс) работа проводилась с включением физкультурно-познавательного компонента (ФПК) в уроки английского языка; в ЭГ 3 (3-й класс) ФПК был включен в уроки русского языка.
Уроки русского языка имели ярко выраженный здоровьесберегающий аспект.
В 3-м классе на уроке по теме "Приставки" (учебник русского языка А.В. Поляковой) учащимся предлагали определить значение приставок по-, раз-, про-, за- в словах с корнем бег: побег, разбег, забег. Учащиеся делают вывод о том, какую функцию выполняют приставки в словах. Затем учитель предлагает вставить данные слова (подходящие по смыслу) в текст:
"На уроке физкультуры учитель предложила --------- на короткую дистанцию".
"Сережа взял хороший --------- с самого начала старта. Он победил".
В ходе работы ведется беседа: какими качествами обладает бегун, кто из ребят записан в спортивные кружки, чего они ждут от секций.
После проведенной учителем беседы дома ребята по желанию писали сочинения о своих занятиях в спортивных секциях.
На уроках по теме "Слова с двойными согласными" учитель вывешивает на доске плакат-справку, просит прочитать текст.
"Что такое хоккей? Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют хоккеисты зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на траве - Англия, а на льду - Канада".
После чтения справки учащиеся ищут слова с двойными согласными. Учитель организует беседу по прочитанному тексту. Учащиеся отвечают на вопросы:
· Что Вы узнали о хоккее?
· Любите ли Вы играть в хоккей?
· Какими зимними видами спорта Вы занимаетесь?
· Что дают человеку занятия спортом?
Учащимся предлагается образовать родственные слову "хоккей" слова. Найти удвоенные согласные, подчеркнуть их, разобрать слова по составу.
В конце урока учащиеся выполняют творческое задание: пишут заметку в детскую спортивную газету о дворовой хоккейной команде по предлагаемому плану:
1. Как называется хоккейная команда?
2. С кем играли в хоккей?
3. Каких добились успехов и в результате чего?
4. За какую команду болели?
5. Чем интересна эта команда?
На одном из уроков русского языка учащимся предложили прочитать на доске слово "теннис" и сказать, какие ассоциации оно вызывает. Затем состоялась беседа по следующим вопросам:
1. Кто из вас играл в теннис?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--