Статья: Формирование и развитие международного сотрудничества субъектов РФ в 1991-2005 гг. (На материалах Краснодарского края)
Актуальность темы исследования
В конце XX - нач. XXI вв. Россия оказалась вовлеченной, с одной стороны, в процесс глобализации, охватывающий все новые страны и сферы деятельности, и, с другой стороны, в процесс регионализации, когда активными участниками международных отношений становятся не только страны определенного региона, но очень часто и субъекты государств.
Общий курс России на демократическое реформирование экономики определяет ориентацию на западные страны; среди них приоритетным партнером является Европа. Располагая мощным промышленным, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Европа и, в частности, Европейский Союз, в стратегическом плане и в перспективе будет играть возрастающую роль во внешних сношениях России.
Сегодня формирование партнёрских отношений диктуется обоюдными интересами сторон. В то же время присутствуют факторы, в известной степени, отягощающие эти отношения. Всё это осознанно или неосознанно влияет на восприятие друг друга и находит отражение в соответствующей политике. Европейские партнёры не скрывают, что с их точки зрения Россия далека от идеальных представлений. Их отношение к России носит двойственный характер. С одной стороны, Россия воспринимается как партнёр, обладающий значительным торгово-экономическим и энергетическим потенциалом, с другой – как соперник в глобализованном мире, как источник нестабильности. Оценки варьируются от реалистичных подходов до предубеждений. В результате Россия выступает в образе полупротивника-полупартнёра.
Все факты и «за» и «против» свидетельствуют о том, что Европа и Россия заинтересованы друг в друге, между ними неизбежно взаимодействие. Черноморско-Средиземноморский регион представляет собой одно из приоритетных направлений такого взаимодействия. При этом трансграничная региональная кооперация представляется действенным средством повышения интеграционного потенциала России, одним из существенных факторов ее вхождения в Большую Европу.
Здесь особая роль принадлежит Краснодарскому краю, обладающему значительными возможностями для развития приграничного и международного сотрудничества. Краснодарский край как субъект РФ вносит существенный вклад в развитие стратегического партнерства между Россией и ЕС, Россией и Европой. Кубань – это южные «ворота державы», через которые поддерживаются и развиваются связи со странами Черноморского и Балканского регионов, а также с континентальной Европой. Проделана большая работа администрации Краснодарского края по формированию привлекательного имиджа Кубани в Европе. Край признан одним из динамично развивающихся субъектов РФ, активно осуществляющим международное сотрудничество. На сегодняшний момент прослеживается именно европейская составляющая связей Краснодарского края, что соотносится с тенденциями в развитии связей Российской Федерации. Таким образом, актуальной стала задача исследования опыта формирования двусторонних связей Краснодарского края как субъекта РФ с европейскими странами.
Объектом диссертационного исследования является международное сотрудничество субъектов Российской Федерации с европейскими странами на рубеже XX-XXI вв. Предметом исследования выступает деятельность администрации Краснодарского края как субъекта Российской Федерации по налаживанию и укреплению экономических, политических, научных и культурных связей Краснодарского края со странами Европы в 1991-2005гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с кон. 80-х годов XX в. по нач. XXI в., когда в результате перестройки, а затем распада СССР регионы получили некоторую самостоятельность в налаживании международного сотрудничества, внешнеэкономических связей. В этот период во внешнеполитической деятельности российского руководства, равно как и в политике Европы по отношению к России начали просматриваться тенденции, свидетельствующие об отходе от прежних геостратегических схем.
Географические рамки работы ограничиваются территорией Краснодарского края. Особое внимание автор уделяет роли в развитии связей с Европой городов Краснодарского края: Краснодара, Новороссийска, Сочи, являющихся крупнейшими региональными центрами российской экономики. Связи Краснодарского края рассматриваются на примере отношений с Германией – важнейшим торгово-экономическим партнером края, а также с Францией, Италией, Грецией и Кипром – странами Черноморско-Средиземноморского бассейна, географически, исторически и культурно близкими региону.
Степень разработанности проблемы. Формирование и развитие международного сотрудничества Краснодарского края как субъекта РФ и европейских стран на современном этапе еще не привлекло должного внимания исследователей. Этим обусловлена необходимость анализа научной литературы, в большей или меньшей мере отражающей данную проблему. Всю изученную литературу, в основу классификации которой был положен проблемно-тематический принцип, условно можно разделить на три группы.
Первую группу составляют работы, рассматривающие отдельные вопросы сотрудничества российских регионов с зарубежными странами. Общие правовые аспекты международных и внешнеэкономических связей регионов РФ затронуты в статьях М.Г. Фаркушина, В. Орлова, И. Иванова[1] . Важная роль региона в процессе становления современной системы международных отношений освещается в статье Ф.В. Ватульян[2] . Опираясь на точку зрения, согласно которой для успешной трансграничной деятельности регионов важны тип власти, степень централизации, уровень открытости, М.Ю. Шинковский, предлагает свою классификацию российских регионов, в соответствии с которой Краснодарский край отнесен к регионам приморского типа открытости[3] . В исследовании Э. Рыжкина предпринята попытка выделения основных этапов в процессе развития субъектами РФ внешних связей. Важнейшее место среди направлений международного сотрудничества, по его мнению, занимают внешнеэкономические связи, однако, лишь около трети регионов страны интенсивно развивают международную деятельность. Автор выделяет факторы, препятствующие развитию внешнеэкономических связей[4] .
Субъектам РФ – участникам международной и внешнеэкономической деятельности посвящена отдельная глава монографии В. Столярова. Для того чтобы комплексно и всесторонне оценить предметы ведения и полномочия субъектов РФ, сравнить полученные результаты с зарубежными аналогами федеративных отношений в области внешних связей автор рассмотрел несколько примеров, показывающих участие субъектов РФ в международной деятельности. По мнению В. Столярова объем международных связей российских регионов превосходит аналоги западноевропейских федеративных государств. Представляется важным особое выделение связей субъектов РФ и ФРГ[5] . Обзор контактов субъектов РФ с Францией, Германией, Великобританией, хотя и поверхностно, представлен в работе Э. Кузьмина[6] .
Особенности, механизмы осуществления внешних связей, актуальные проблемы межрегионального сотрудничества Татарстана, Алтайского края, Волгоградской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области достаточно подробно исследуются в работах В. Бойко, С. Кондратьева, И. Курилла, Н. Маркушиной, Ф. Мухаметшина[7] . В работе «Международные связи субъектов Российской Федерации (на примере Ростовской области)» выявлены проблемы сегодняшнего дня и рассмотрены пути повышения эффективности международной деятельности субъектов федерации[8] .
Вторую группу составляют работы, в различной степени освещающие международные связи Краснодарского края. Среди них работы Д.Г. Песчаного, В.Д. Баранова, Г.И. Буканова, в которых авторы полно и всесторонне раскрывают и анализируют экономические связи, научно-техническое сотрудничество в области промышленности, сельского хозяйства, культурное сотрудничество Краснодарского края со странами социализма[9] .
Работы К.А. Левановой посвящены взаимодействию и сотрудничеству Турции и России на примере отношений с Краснодарским краем в 90-е г. XX в[10] . Автор комплексно, глубоко исследует вопросы политического, экономического, экологического, научного и культурного взаимодействия Краснодарского края и Турции и приходит к выводу о том, что формы сотрудничества двух стран носят взаимовыгодный характер и основаны на устойчивом взаимном интересе. В изучении вопроса о международном сотрудничестве Краснодарского края в области науки автор данного диссертационного исследования опирался на труд А.Ю. Звягольского, подробно рассмотревшего вопросы международного сотрудничества в сфере высшего образования на примере Вузов Краснодарского края[11] . Изменения в геополитическом положении Краснодарского края после распада СССР, его взаимоотношения с федеральным центром, в том числе и в вопросах международных связей тщательно анализируются в диссертационных работах Д.В. Максимова и В.В. Прилепского[12] . В исследовании В.В. Прилепского предпринята попытка выделить основные сферы международных контактов Краснодарского края.
Ценной для данного диссертационного исследования стала работа профессора С.Н. Воронина, в которой определены приоритетные партнеры администрации Краснодарского края в области развития межправительственных экономических и культурных отношений[13] . Заслуживает внимание монография Е. Логинова и В. Лукина, отдельный раздел которой посвящен изучению экономического положения и проблемам развития производственного комплекса Краснодарского края под влиянием иностранных инвестиций[14] . По мнению исследователей, в Краснодарском крае формируется новая структура производственного комплекса под влиянием иностранных инвестиций, произошла монополизация ряда важных отраслей зарубежными инвесторами.
Представляет несомненный интерес совместный труд краснодарского и немецкого авторов «Карлсруэ-Краснодар: 3240 километров – это не расстояние»[15] , где сделана попытка проследить историю развития отношений городов-побратимов, показать роль общественности в установлении побратимских связей, перспективные направления сотрудничества.
В числе важнейших компонентов внешней политики России находятся геополитические интересы. Авторы сборника «Безопасность России. Черноморский регион» вносят существенный вклад в изучение вопросов безопасности России на южных границах. Следует особо выделить статью Н.А. Ковальского, который глубоко анализирует новую геополитическую ситуацию в Черноморском регионе сложившуюся в результате распада СССР и выделяет региональное сотрудничество, в особенности с Европой, в качестве магистрального пути обеспечения безопасности России в бассейне Черного моря[16] . Проблемы национальной безопасности в Черноморском регионе освещаются и в статьях ученых Кубанского госуниверситета А.Г. Иванова, М.С. Нистоцкой[17] . Интересна работа А. Магомедова, в которой комплексно исследуются геостратегические и политические аспекты современного положения Краснодарского края, выявлены системообразующие особенности Кубани. Автор отмечает такую важную черту политической жизни региона как частая смена губернаторов, которая не в последнюю очередь влияла на внешнеполитический курс Краснодарского края[18] .
В материалах сборника «Глобализация и регионализм. Черноморский регион. Балканы» отмечено возрастающее значение гуманитарного регионального сотрудничества в Средиземноморско-Черноморском регионе. Л.В. Пескова отмечает, что кроме Евросоюза, такие организации как Совет Европы, ООН, ЮНЕСКО уделяют особое внимание региону, т.к. здесь присутствует культура, являющаяся «материнской» для всех стран-членов ЕС и для большого числа стран-членов других международных организаций. Обращают на себя внимание результаты научного анализа взаимоотношений Кубани и ЧЭС, выявление приоритетных направлений по развитию внешнеэкономической деятельности Краснодарского края в статье И.В. Шевченко и Ю.А. Чепурко[19] . Авторы рекомендуют расширение сотрудничества Краснодарского края с Греческой Республикой и Республикой Кипр в рамках заключенных межправительственных соглашений по развитию Краснодарского края. Важный статистический материал по экономическому сотрудничеству Краснодарского края со странами ЧЭС, в том числе и с Греческой Республикой, приводится в работе Е.Н. Борисенко[20] .
В зарубежной историографии работ, посвященных исследуемой проблематике выявить не удалось, однако интерес международного сообщества к Краснодарскому краю, его внешнеэкономическим связям, инвестиционному потенциалу, несомненно, существует. Об этом свидетельствуют выступления участников международных экономических мероприятий, организатором которых неоднократно становилась администрация Краснодарского края. В 1993 и 1994гг. состоялись международные конференции «Юг России: перспективы развития и сотрудничества в Черноморско-Средиземноморском регионе» и «Партнерство во имя прогресса». С 2002г. Краснодарский край стал местом проведения международных экономических форумов «Кубань». В выступлениях зарубежных участников конференций уже присутствует текущий анализ конкретных ситуаций, даются оценки происходящим событиям, выявляются как перспективные направления сотрудничества Краснодарского края с иностранными партнерами, так и проблемы, трудности, препятствующие развитию взаимовыгодных отношений. Специальный советник администрации Краснодарского края англичанин А. Купер определил три основные особенности Краснодарского края и предложил создать агентство по развитию края[21] . Вице-президент Генерального совета департамента Буш-дю-Рон А. Декам провел параллели между французским департаментом и Краснодарским краем, подчеркнув наличие портов, судоходства, и, выразив намерение оказать содействие реконструкции черноморских портов России[22] .
К третьей группе отнесены работы, посвященные характеристике и анализу взаимоотношений России и Европы, России и Европейского Союза. Труды Е. Тарле, Н. Карамзина, В. Ключевского, Д. Иловайского, Г. Вернадского, Н. Троицкого позволили представить эти отношения в ретроспективе, понять
особенности взаимоотношений сторон в различные исторические периоды[23] . Крупнейший вклад в развитие современной европейской тематики, исследование российско-европейских связей внес Ю. Борко. Сфера его научных интересов распространяется на историю европейской интеграции, отношения ЕС – страны Средиземноморья, ЕС – Россия[24] . Ценный материал обо всех аспектах деятельности Евросоюза, в том числе отношениях ЕС и России, проблемах, существующих между сторонами был почерпнут из электронной версии периодического издания «Европейский Союз: факты и комментарии».
Определенную ценность для диссертационного исследования представляют материалы международной конференции «Десятилетие сотрудничества (1988-1998): Европейский Союз и Россия в перспективе». Если начало 1990-х годов было отмечено некоторой эйфорией в российских кругах в отношении ЕС, то материалы сборника свидетельствуют о более реальном подходе авторов публикаций к вопросам сотрудничества России и Евросоюза[25] . Комплексный анализ реалий, тенденций и перспектив развития торговых связей между РФ и государствами, входящими в состав ЕС и выявление алгоритма возможных действий российской стороны по использованию внешней торговли ЕС в своих интересах предпринят в исследовании Е.А. Пантелеева[26] .
Таким образом, можно утверждать, что в отечественной историографии в настоящее время идет процесс накопления, проработки и систематизации фактического материала, отражающего процесс зарождения, становления и развития разносторонних отношений Краснодарского края с европейскими странами. Большое количество статей, посвященных отдельным аспектам международного сотрудничества на региональном уровне, демонстрирует наличие исследовательского интереса к данной теме в научных кругах. Сложность в оценке современного состояния и перспектив развития международного регионального сотрудничества субъектами РФ заключается в их стремительной динамике, отсутствии фактора времени, прошедшего с момента событий. Именно это обусловливает отсутствие устоявшихся оценок, дает основания для разных выводов о современном состоянии этих отношений.
Целью работы является комплексный анализ становления и развития системы российско-европейских отношений на региональном уровне (на примере Краснодарского края), выявление их основных направлений, тенденций и перспектив в 1991-2005гг.
Исходя из цели, определены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Дать характеристику отношениям России и Европы в исторической ретроспективе и на современном этапе, акцентируя внимание на сложившихся традициях и формирующихся особенностях этого процесса, трудностях становления и развития.
2. Показать роль и место Краснодарского края как субъекта РФ в развитии международных связей России на европейском направлении с учетом уникальности его природных, материальных, трудовых ресурсов и геополитического положения.
3. Исследовать направления и формы зарождающегося экономического и политического сотрудничества Краснодарского края со странами Европы, что способствует углублению интеграционных процессов на европейском континенте.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--