Статья: Формирование ценовой политики организации: поэтапное руководство

Формирование ценовой политики предприятия в условиях рыночной экономики является одним из важнейших элементов механизма конкурентоспособности. В связи с этим руководители предприятий стараются больше уделять внимания процессу разработки и применения ценовой политики. В противном случае жесткая конкуренция между производителями на рынке может привести к снижению объема продаж, уменьшению уровня прибыли, рентабельности и в итоге к падению конкурентоспособности товара и предприятия в целом.

Формирование ценовой политики предприятия основывается на последовательности этапов, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1. Этапы ценовой политики организации (предприятия)

№ п/п Наименование этапа Варианты реализации
1 Выработка целей ценовой политики

1.1. стратегия выживания на рынке;

1.2. выполнение условия максимизации прибыли;

1.3. лидерство по показателям доли рынка или увеличение доли рынка;

1.4. лидерство в установлении цен на рынке;

1.5. лидерство по внедрению нововведений.

2 Анализ ценообразующих факторов

2.1. анализ спроса (ценовых и неценовых составляющих);

2.2. анализ эластичности спроса;

2.3. анализ предложения (ценовых и неценовых составляющих);

2.4. анализ эластичности предложения;

2.5. оценка издержек производства;

2.6. анализ цен и выпускаемой продукции конкурентов.

3 Выбор метода ценообразования

3.1. наценка на себестоимость продукции;

3.2. принцип безубыточности;

3.3. ориентация на платежеспособный спрос потребителей;

3.4. ориентация на динамику рыночных цен;

3.5. ориентация на ожидания ценовых предложений конкурентов.

4 Выбор ценовой стратегии, установление окончательной цены

4.1. проникновение на новый рынок — учет психологических факторов ценообразования;

4.2. стабилизация позиций на рынке — создание желательного ценового образа;

4.3. развитие рынка или его сегментация — диверсификация цен.

Рассмотрим сущность этапов ценовой политики предприятия более подробно.

Этап 1. Выработка целей ценовой политики

Это составная часть общего дерева целей, организации (предприятия), имеющая несколько уровней реализации:

стратегические цели — направлены на глобальную постановку вопросов и ориентированы на долгосрочный период;

тактические цели — позволяют достичь среднесрочных результатов, объем решений строго ограничен в соответствии со стратегическими целями;

операционные цели — носят локальный характер, направлены на реализацию решений в краткосрочном периоде (должны соответствовать тактическим и стратегическим целям).

Например, предприятие в рамках ценовой политики ставит стратегическую цель — лидерство по внедрению на рынок нововведений. Эта цель трансформируется в тактические цели: выброс на рынок преимущественно новинок, диверсификация цен в зависимости от новизны товара (новинки продаются по более высокой цене, более старые товары — по низкой цене). Данные цели в свою очередь преобразуются в оперативные цели: например, новинки по индивидуальным заказам покупателя поставляются на рынок по самой высокой цене X, товары-новинки серийного производства — по более низкой цене Y, товары, которые существуют на рынке уже несколько лет, по низкой цене Z со скидками.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 153
Бесплатно скачать Статья: Формирование ценовой политики организации: поэтапное руководство