Статья: Игра как организационная форма обучения через Интернет
В настоящее время наблюдается широкомасштабное применение Интернета в учебном процессе, причем интернет-технологии используются во всех формах получения образования. Анкетирование экспертов показало, что в ближнесрочной перспективе соотношение чисто очного (О), чисто интернет (И) и комплексного (смешанного) (К) обучения составит соответственно 54.7% - 13.7% - 31.6%. Для сравнения для США аналогичные данные составляют 20%-20%-60%. Заметим, что обучение с использованием сети Интернет часто называют онлайн обучением, или e - learning , хотя более правильно было бы говорить интернет-обучение.
Другими словами, вопрос о том применять или не применять Интернет в образовании уже не стоит. Получается так, что педагогические «низы» не могут не использовать Интернет в педагогической практике, а «верхи» наконец-то осознали эту необходимость. Подтверждением могут служить соображения, высказанные в статье Е. ГЕВОРКЯН заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Высшее образование в России» // №1, 2006 «… e - learning переходит сегодня из стадии зарождения в стадию становления и в течение ближайших 2—3 лет следует ожидать настоящего взрыва интереса к этой технологии…» «…Федеральная служба по надзору в сфере образования заинтересована в выработке процедур, показателей и механизмов оценки качества образовательных услуг, реализуемых с применением технологий e - learning»
При планировании и реализации Интернет-обучения преподаватель должен решать, кроме прочего, две задачи: разработать сетевой учебно-методический комплекс (СУМИК) и организовать учебный процесс с его помощью. Узловым моментом при организации является выбор вида занятий1.
Этих занятий к настоящему моменту времени насчитывается 13, это:
• Лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая);
• Консультации ( индивидуальные, групповые, электронная почта, аудио и др.);
• Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция);
• Проекты [курсовые работы] (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные);
• Лабораторно-практические занятия;
• Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.);
• Тестирование;
• Экзамены, зачеты;
• Игры;
• Ситуационные задачи (кейс-стади);
• Учебные научно-исследовательские работы (НИР);
• Практика;
• Экскурсии.
Надо полагать, что список постепенно будет увеличиваться. В современных информационно-образовательных средах при Интернет-обучении эти оргформы или виды занятий имеют свои особенности как в части их организации, так и в своеобразии психологического состояния обучающихся. В силу преемственности за ними пока оставили прежние названия с добавлением приставки электронные (э-лекция, э-семинар и т. д.).
Заметим, что эти виды занятий применяются и в традиционном учебном процессе. Сейчас мы переносим по инерции сценарии их проведения в Интернет, хотя дидактические возможности Интернета наверняка позволили бы создать новые, необычные формы проведения занятий.
Известно, что при традиционном обучении та или иная форма имеет различную эффективность. Наглядно это отображается представленный на рисунке так называемой «Пирамидой познания» по Дж. Мартину, где проценты указывают объем учебного материала, который усваивают, запоминают обучающиеся.
Как видно из схемы, самая эффективная форма организации обучения подразумевает такую степень усвоения учебного материала, при которой обучающийся может научить содержанию другого, а это уже, как нетрудно видеть, переход к преподавательской учебной деятельности в учебном формате. Видимо, недаром философ и педагог М.Монтень писал: «Чтобы научить другого требуется больше ума, чем научиться самому»2. Это положение применимо и к электронным играм.
В соответствии с заявленной темой нас будет интересовать такие организационные формы обучения как игры. Игра, вероятно, более древнее изобретение человека, чем урок, но ее дидактические принципы еще до конца не раскрыты. Игре как особой форме взаимодействия человека с миром посвятили свои научные труды Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Хейзинги и другие философы.
Педагогическая (дидактическая) игра – такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения. Она изначально нацелена на успех. Учебная игра – это групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности3 .
В Интернет электронные игры реализуются достаточно эффективно с помощью форумов и электронной почты по тому же сценарию, что и очные, и могут проводиться в реальном или отложенном времени.
Выше мы отметили, что самая лучшая форма усвоения – это научить другого. Реализовать эту идею можно посредством ролевой игры. Например, игра «Преподаватель Интернет-обучения» (игра в преподавателя).
Каждый студент должен научиться разрабатывать сетевой учебно-методический и информационный комплекс (СУМИК) и научить других с его помощью. В группе каждый студент разрабатывает как учебное задание СУМИК (это, своего рода электронный учебник) и планирует сетевой учебный процесс, где он будет использоваться, и начинает учить других студентов. Затем другой студент, разработавший свой СУМИК начинает учить других и т.д. по кругу, пока каждый не переучит всех других, поучившись, в свою очередь, у всех других студентов. Преподаватель координирует весь этот процесс.
Обобщение опыта по составу учебно-методических комплексов показывает, что рациональная структура сетевого учебно-методического и информационного комплекса (СУМИК) включает в себя следующие элементы4 :
• Учебную программу;
• Учебное пособие;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--