Статья: ИКТ и кино в преподавании толерантности

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

В 2001 году Правительство Российской Федерации приняло Федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)», в которой одной из задач ставилось использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития; разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.

Реальность такова, что всё в большей степени учителя становятся исследователями, строя свою работу с детьми на основе последних достижений педагогической и психологической наук. Приходится также осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каж¬дому учащемуся, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учеб¬но-познавательную творческую деятельность во время классных и внеклассных занятий.

Применение компьютера – это необходимый, но недостаточный признак. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная подготовка специалистов в области образования не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Можно выделить два главных достоинства компьютера - интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о про¬шлом. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

В конечном итоге, с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения. Компьютер помогает повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряженность в процессе работы, предоставляя учащемуся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответов .

В полнее логично, что работу с компьютером невозможно осуществлять при отсутствии специальных программ, с помощью которых достигаются те или иные цели, либо осуществляется поиск информации. Количество этих программ, обеспечивающих комфортность при работе с компьютером - большое количество. Однако нет ни одной обучающей CD-программы направленной на формирование толерантного поведения. Но, есть ряд так называемых прикладных программ, которые уже давно получили признание среди большинства пользователей и которые отвечают всем необходимым требованиям по их использованию. Давайте остановимся на них подробнее.

Развитие основ толерантного поведения, как одна из наиболее важный задач, стоящий перед современной школой, формируется, в том числе и через умение представить созданный учеником творческий образовательный продукт. Сформировать данное умение позволяет программа создания мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint. Презентации широко используются в различных сферах общественной жизни для распространения идей, предложений и достижений для более эффективного и более выразительного общения с аудиторией. При обучении основам толерантного поведения нельзя забывать о данном умении.

Презентации могут активно использоваться на уроках, посвященных толерантности в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа PowerPoint представляет из себя электронный набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, получивший название презентация (от английского «presentation» - представление) иногда его называют «слайд-фильм».

PowerPoint позволяет любому преподавателю владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.

Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске. Отпечатанные демонстрационные слайды могут раздаваться учащимся по мере изучения темы. Свои комментарии к слайдам учащиеся могут заполнить дома, отмечая неясности по тем или иным формулировкам. При этом учащиеся приобретают навыки работы с информацией и учатся:

• представлять графическую информацию в текстовом виде и наоборот;

• формулировать вопросы и выводы по существу обсуждаемой темы (исследуемой проблемы);

• планировать свою учебно-познавательную деятельность.

Для преподавателя данная программа дает возможность по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам.

К сожалению, на сегодняшний день всемирная сеть Интернет не может помочь учителю, преподающему толерантность, в предоставлении набора готовых презентаций по означенной тематике. Означенную проблему попытались решить сотрудники Центра гражданского образования и прав человека (www.cgo.perm.ru), работая над мультимедийным пособием «Толерантность вокруг меня». Данное издание нацелено на сочетание информационных компьютерных возможностей с образным восприятием материала. Это позволяет повысить эффективность обучения, поскольку эстетическое и эмоциональное воздействие на учащегося не менее важно, чем чисто информационное. Одна из главных особенностей медиакурса – его тотальная мультимедийность. Примерно 95% основного наглядного материала представлено не вредным для глаз гипертекстом, а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там, где это необходимо) мультимедийных лекций. Они являются центральным элементом курса и представляют собой фрагменты “уроков”, смоделированные на основе звука, анимации, последовательного введения текстовых, фоно и фото документов. Но ценностью занятий предложенных в курсе остаются активные формы обучения (дискуссии, игры, дебаты), которые можно проводиться на основе готового мультимедийного материала.

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены в основном для обработки числовых данных. Тем не менее возможности табличного процессора Microsoft Excel в процессе обучения основам толерантности также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.). Excel позволяет обра¬батывать статистические данные экономического и социологического характера, прово¬дить сравнительный анализ таких данных и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.

С каждым годом все стремительнее развивается информационное пространство – Интернет. На сегодняшний день – это информационная среда, которую ежедневно посещают миллионы пользователей, количество которых все больше и больше.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе наблюдается неоднородность в социальном плане и нетерпимость к мнениям других, что неизбежно приводит к возникновению конфликтов.

Естественно и то, что немалое влияние на возникновение конфликтных ситуаций оказывает информационная, чему способствует внедрение новых информационных технологий, среди которых лидирующую позицию занимает сеть Интернет.

Теперь Интернет внедряется абсолютно во все области во все области, не исключая и личную, то есть нашу с вами жизнь. Кроме того, Интернет способствуют проникновению информации в бизнес, и политику. И все это благодаря тому, что современные технологии позволяют практически мгновенно доставить информацию огромному кругу людей.

Развитию популярности сети Интернет способствует отсутствие ответственности и безнаказанность за размещение информации для публичного просмотра, так как постоянный контроль над размещением и содержанием материала отсутствует. Этим пользуются многие, публикуя информацию, вызывающую у людей агрессию и негативные эмоции.

Эта агрессия и негативные эмоции могут проявляться абсолютно в различных формах межличностного общения. Как правило, межличностное общение проходит внутри всевозможных интернет-объединений посредством форумов, чатов и ICQ.

В последнее время число экстремистских web-страниц, групп новостей, списков рассылки и чатов быстро растет. По сведениям Центра анализа конфликтных ситуаций США, их число в США превышает 1400, в Англии 1000, в России свыше 900. Они не только непосредственно ведут эту деятельность, но и содержат сотни ссылок на сайты ку-клукс-клана, сексистов, фашистов, националистов и других сторонников агрессии и ненависти.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 178
Бесплатно скачать Статья: ИКТ и кино в преподавании толерантности