Статья: Информационные поводы и формирование медиаповестки дня в СМИ
СМИ в принципе не способны в полной мере исполнять свою часто декларируемую социальную миссию — представлять всем остальным социальным группам и организациям исчерпывающую и беспристрастную информацию о происходящих в мире событиях.
Во-первых, технологически невозможно собрать всю информацию обо всех событиях со всеми социальными субъектами.
Во-вторых, сбором и обработкой информации заняты конкретные индивиды (репортеры, журналисты, редакторы), которые не могут не быть пристрастными. В результате СМИ часто существенно преувеличивают или, наоборот, преуменьшают социальную значимость некоторых событий, субъектов и проблем. Под «объективными СМИ» следует понимать те средства массовой информации, которые в своих публикациях отражают разные мнения по поводу одного и того же события, то есть представляют аудиториям множество интерпретаций действительности.
В-третьих, нельзя забывать о целенаправленной коммуникативной (информационной) деятельности других социальных субъектов, которые стремятся привлечь внимание широкой общественности (в том числе и журналистов) к позитивным и, наоборот, отвлечь внимание от негативных с точки зрения их интересов событий.
В-четвертых, СМИ не могут не навязывать аудиториям свои схемы интерпретации событий, субъектов и проблем, потому что в основе любой публикации как описания действительности лежит конкретный социокультурный сценарий.
При отборе событий, субъектов и проблем, достойных освещения в средствах массовой информации, журналисты используют три фильтра новостного формата (табл. 1):
политические, экономические и коммуникативные интересы собственников и главного редактора как составные элементы редакционной политики;
новостная ценность (оценка события как информационного повода);
технологическая специфика производства СМИ (печатные и электронные).
Таблица 1. Повестки дня и общественное мнение
Медиаповестка дня | Политическая повестка дня | Общественная повестка дня |
Редакционная политика СМИ (информационный повод) | Статистическое подтверждение значимости проблемы | Повседневные проблемы населения |
Новостной формат | Политическая целесообразность и инвестиции частных ресурсов | Форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и техногенные катастрофы) |
Требования технологического процесса | Апробированные технологии | Социальные катаклизмы |
Общественное мнение |
Помимо этого в каждом издании существует крайний срок ( deadline) сдачи в производство.
В качестве примера рассмотрим поподробнее критерии новостной ценности.
Темами для публикаций журналисты выбирают только те события, которые обладают специфическими свойствами (табл. 2). В общем случае информационный повод — это физически и содержательно выпуклое для журналиста или редакции событие. При этом выпуклость зависит не только от свойств самого события, но и от плотности событийного контекста, то есть количества и выпуклости одновременно происходящих событий. Очевидно, что крупная техногенная катастрофа «перекроет» любой политический скандал, а «информационный вакуум» летних отпусков вынуждает репортеров перерабатывать корпоративные пресс-релизы в аналитические обзоры.
Таблица 2. Информационный повод
Актор (т.е. тот, кто воздействует) | Яркое действие |
Непредсказуемое Масштабное |
Журналист | Информационный повод |
Сенсационное Скандальное |
Публикация |
Курьезное Оригинальное | |
Аудитория (целевая группа) | Значимое событие |
Драматичное Зрелищное |
Идея публикации и идея актора |
Негативное Главный герой |
Итак, журналист воспринимает поступок (деятельность) некоторого социального субъекта как информационный повод и размещает в СМИ свою интерпретацию этого действия, а аудитория СМИ (часть которой входит в целевую группу субъекта как актора), оценивая описываемое в публикации действие как значимое событие, в той или иной степени усваивает основную и выгодную для редактора идею. Все сообщения, опубликованные за фиксированный период времени распространяемыми на данной территории средствами массовой информации, составляют локальное медиапространство данной территории на данный период.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--