Статья: Использование современных методов оценки рыночных рисков для принятия эффективных управленческих решений

Экономическая среда никогда не представляла собой четкую, раз и навсегда установившуюся схему. В отсутствие неопределенности планирование деятельности экономических агентов полностью теряет смысл, поскольку в таком случае результат любых действий заранее очевиден. Именно в силу неопределенности предприятия занимаются непрерывной разработкой и корректировкой своей стратегии по мере поступления новой информации. Неопределенность обуславливает как возможность получения прибыли, так и вероятность возникновения рисков, зачастую фатального характера (например, риск внезапного разорения и банкротства).

Комплексный подход к управлению рыночными рисками подразумевает четкое определение тех принципов, в соответствии с которыми будут осуществляться анализ и оценка рисков, а также наличие соответствующего инструментария. Особенно важно уметь не только идентифицировать риск, но и установить источник его возникновения.

Осуществление непрерывной хозяйственно-экономической деятельности предполагает постоянное изменение состава активов и пассивов, показателей их рентабельности, ожиданий инвесторов. Таким образом, можно представить компанию как набор отдельных составляющих, волатильность каждой из которых имеет свои законы и тенденции. В этой связи мы можем говорить о целесообразности применения портфельного подхода к анализу рисков компании. Данный подход активно используется в финансовых институтах, где термин «портфель» традиционно обозначает совокупность инвестиционных активов. Мы же постараемся обосновать возможность применения концепции портфеля по отношению к нефинансовой компании.

В рамках портфельного подхода активы и пассивы компании рассматривают как элементы единого целого — портфеля, — сообщающие ему характеристики риска и доходности, это позволяет эффективно проводить анализ возможностей оптимизации экономических рисков.

Чтобы определить, насколько компания подвержена рыночному риску (процентному, валютному, фондовому или ценовому), прежде всего следует ознакомиться с ее финансовой отчетностью: балансом, отчетом о прибылях и убытках и другими документами. Особое внимание нужно обратить на величину долгосрочных финансовых вложений, валютные счета компании, структуру финансирования, условия привлечения кредита, наличие дочерних организаций за границей и т.д.

Рассмотрим формы отчетности с точки зрения портфельного подхода к анализу рисков компании. Проанализируем каждую статью баланса и отчета о прибылях и убытках, с тем, чтобы соотнести ее с тем или иным видом риска. Данная операция позволит более явственно представить, какие сферы деятельности компании нам придется изучить при анализе рыночного риска.

Основными объектами изучения выступают сделки по покупке или продаже сырья, готовой продукции, основных средств. Это напрямую отражает степень подверженности компании ценовому риску. Здесь нужно отметить два момента.

Во-первых, большое значение имеет то, с какими товарами работает компания, насколько их цена подвержена изменениям. Во-вторых, немаловажно, насколько часто компании приходится иметь дело с рынком таких товаров: чем систематичней данные операции, тем большую значимость они имеют. Разовая сделка по покупке крупногабаритного оборудования будет иметь меньший ценовой риск, чем повторяющаяся из цикла в цикл торговля комплектующими материалами, ведь возможность ценовых скачков на длительном временном промежутке гораздо больше, чем в течение периода заключения разового контракта.

Для нефинансовых компаний ценовой риск является неотъемлемым спутником хозяйственно-экономической деятельности, однако утверждать, что он доминирует над другими, было бы неверно. Организация, осуществляющая финансовые вложения (как краткосрочные, так и долгосрочные), подвержена фондовому риску. Валютный риск на первый взгляд составляет малую долю от общего портфельного риска, однако даже при незначительных объемах средств на валютных счетах компании, заключающей контракты в иностранной валюте, угрожает неподъемно большой валютный риск. Наконец, организация может выступать в роли кредитора или заемщика и в обоих случаях будет нести процентный риск. Естественно предположить, что чем больше величина выданных кредитов / полученных займов, тем выше уровень процентного риска.

Таким образом, риски, связанные с какими-либо конкретными активами или пассивами, должны быть агрегированы. Соответственно, принятие нового экономического решения следует осуществлять, рассматривая его с точки зрения влияния на изменение доходности и риска всей совокупности (портфеля) активов и пассивов компании и учитывая, что различные сочетания таких решений могут коренным образом менять характеристики портфеля в целом.

Применение портфельного подхода позволяет обосновать расчеты единой рисковой стоимости компании, не прибегая к вычислению рисковой стоимости каждого актива в отдельности. Однако в этом случае необходимо определить корректную меру риска, учитывающую не только все риски компании, но и корреляции между ними. Возникает проблема поиска индикатора риска, отвечающего этим требованиям. Чтобы решить ее, следует обратиться к существующему инструментарию риск-менеджмента.

Вопросам разработки показателя, корректно отражающего уровень риска, посвящено множество научных работ. Наиболее популярной в области оценки общего риска является концепция Value-at-Risk (VaR). В противоположность другим индикаторам риска (RAROC, EC, COSO ERM) показатель VaR позволяет получить исчерпывающую информацию о рыночном риске за счет выделения рыночных факторов из других финансовых рисков (процентного, валютного и фондового) и активного использования корреляций и ранее сделанных прогнозов.

Значимость показателя VaR для целей рискменеджмента оценивается по-разному. Будучи приверженцем концепции VаR, Кевин Доуд [4] утверждает, что она позволяет объединить отдельные показатели в общий портфель рисков и понять, как различные риски взаимодействуют между собой. Хакан Янкенсгард [5] полагает, что в силу своей сложности данный подход не всегда применим в целях принятия решений в области риск-менеджмента нефинансовой компании.

Что же может считаться альтернативой VaR? Кристофер Калп, Мертон Миллер и Андрэа Невес [3] приводят оценки риска, и эти оценки можно трактовать как некие плановые значения, ниже которых переменная никогда не опустится, — «минимальную плановую вероятность» (Best Below-Target Probability, BTP) и «минимальный плановый риск» (Below-Target Risk, BTR). Отличие от VaR заключается в том, что при расчете BTP и BTR устанавливают не доверительный интервал, а заданную величину убытков. В качестве такого планового показателя могут выступать средства, необходимые для дальнейшего обеспечения непрерывной хозяйственной деятельности, или резервы, предназначенные для избежания банкротства. По сути, эта мера риска является частным случаем метода LPM (LowerPartialMoments). Базовая идея метода заключается в том, что некая сумма потерь, связанная с определенным отклонением, выявляет степень неприятия риска менеджером, принимающим решение. Подбор различных вариантов этой суммы и, соответственно, вероятности ее потерять позволяет сделать процесс описания рисковых предпочтений более гибким, что не так уж просто при использовании метрики VaR.

К сожалению, методология Калпа и его соавторов не получила распространения. В данной работе мы будем исходить из предпосылки, что у агентов уже сформировано отношение к риску, в этом случае более логично использовать в качестве отправного пункта доверительный интервал, т.е. методику VaR. Поскольку показатель VaR первоначально использовался в работе финансовых институтов, с его помощью невозможно полностью описать менее гибкие движения товарного рынка, однако он позволяет объединять огромное количество рыночных факторов, что особенно необходимо для оценки рыночного риска.

В момент своего появления в 1994 г. концепция VaR представляла собой в первую очередь инструмент измерения рисков и констатации величины возможного ущерба. На базе этой концепции многие финансовые и нефинансовые организации построили модель риск-менеджмента, которая была способна агрегировать все риски в одной величине, отражавшей перспективы компании. С тех пор данный показатель эволюционировал в нечто большее, чем просто количественное выражение риска. Компании научились использовать VaR для контроля рисков. Они отслеживают глобальную подверженность рискам с учетом разнообразия производственных единиц, могут выделить области, где риски наиболее высоки, и принять меры по снижению уровня неопределенности.

Таким образом, VaR — инструмент активного управления рисками. С его помощью компании определяют оптимальное соотношение риска и доходности. Системы VaR помогают выявить самые конкурентоспособные направления, а также те сферы деятельности, которые позволяют нарастить скорректированную на риск стоимость.

До того, как методика VaR вошла в широкую практику, найти подобный «компромисс» было достаточно сложно.

С помощью концепции VaR удалось реформировать применение прежних моделей, например системы показателей результативности, соотнесенных с риском (Risk-АdjustedPerformanceMeasures, RAPM). Модифицированная модель RAPM позволяет менеджерам корректировать поведение фирмы с учетом риска, VaR позволяет сравнить действия с разным уровнем риска. До внедрения VaR величину RAPM рассчитывали следующим образом:


где под экономическим капиталом понимается рисковый капитал, необходимый для покрытия всех известных компании рисков. Внедрение VaR позволило произвести декомпозицию капитала с учетом разнообразных риск-факторов:

где i — каждая отдельная производственная единица или операция.

Таким образом, любой бизнес может быть разложен на этапы: запуск нового продукта, строительство дополнительного объекта, смена поставщика и т.д.

Для принятия решений менеджеры часто используют предельное значение RAPM, характеризующее прирост прибыли по отношению к приросту VaR и наглядно отражающее рентабельность той или иной сделки:

Данный подход направлен на ограничение риска, которому подвергают себя компании. Каждое решение должно быть «скорректировано» на риск и продиктовано необходимостью поиска разумного баланса между прибылью и соответствующим риском. Благодаря концепции VaR такой баланс обрел конкретный показатель, доступный для понимания и несложный в расчетах, позволяющий менеджерам однозначно определиться с выбором дальнейшей стратегии компании.

Кроме того, показатель VaR нашел широкое применение в инвестиционном менеджменте благодаря своей ориентации на перспективу. Фирмаинвестор, сравнивая различные инвестиционные возможности, может определить, какой урон нанесут ей риски в будущем. Модель VaR позволяет не только оценить возможные потери, но и выстроить в результате моделирования различных ситуаций оптимальную стратегию хеджирования.

К примеру, если угледобывающая компания решает использовать опционы на покупку угля, чтобы обезопасить себя от излишней волатильности цен, модель VaR покажет, сколько компания отыграет за счет применения такой стратегии. Сравнив все затраты, фирма сможет решить, насколько данная стратегия целесообразна.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 100
Бесплатно скачать Статья: Использование современных методов оценки рыночных рисков для принятия эффективных управленческих решений