Статья: Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: выявить особенности развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети 6 - 7 лет.
Предмет исследования: социально – эмоциональная компетентность ребенка 6 - 7 лет, тип воспитания.
Гипотеза исследования:
предполагаем, что семейная дисгармония и неправильное воспитание отразится на социально-эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, особенностями которого будут затруднения в социальной приспособленности ребенка.
Задачи исследования:
1. Выявить социальную приспособленность ребенка и особенности взаимоотношений с окружающими.
2.Определить социальные переживания ребенка дошкольного возраста.
3.Определить типы воспитания в семье.
4.Выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка.
5.Разработать систему коррекционно-развивающих занятий, способствующих улучшению характеристик межличностных отношений воспитанников.
Методики исследования. В качестве инструментария для исследования проблемы использовались следующие методики:
1. Детская проективная методика Рене Жиля [1, с. 176]
2. Диагностическая методика для детей 5 – 8 лет "Оцени поведение" [2, с 226]
3. Опросник для родителей "Типы воспитания детей" [3, с. 339]
4. Анкета – опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка" [2, с. 192]
Характеристика выборки, базы и методов исследования:Исследование проводилось на базе детского сада города Печоры.
В выборку испытуемых вошли 38 воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители- 38 человек (мамы).
В исследовании использованы следующие методы: наблюдение, тестирование, методы математической обработки данных.
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе была осуществлена выборка детей на основе наблюдения.
Второй этап исследования включил в себя подбор адекватных методик с учетом алгоритма исследования и непосредственно проведение самого исследования.
Третий этап включил в себя анализ полученных результатов исследования с использованием методов математической статистики.
На четвертом этапе исследования были сделаны обобщающие выводы на основании результатов проведенного исследования.
Описание методик и результатов исследования. Обработка результатов методами математической статистики.
Исследование началось с наблюдения за испытуемыми. Использовались две схемы наблюдения.
Схема 1. "Отношение ребенка к взрослому" [4, с. 99]
Схема включает в себя наблюдение следующих особенностей поведения ребенка в привычных для него ситуациях:
1. Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий "разговорить" его.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--