Статья: К здоровью без лекарств
Донькина Н.М.
2010 г.
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.
Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.
Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.
В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.
Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
• Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
• Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
• Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
• Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
• Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
•Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.
Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:
• Преобладание циклических упражнений;
• Ежедневные циклы физкультурных занятий:
•традиционные;
•тренировочные;
•занятия-соревнования;
•самостоятельные;
•интегрированные с другими видами деятельности;
•праздники и развлечения;
• Занятия с использованием мини-тренажеров;
• Ритмическая гимнастика;
• Гимнастика после сна;
• Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа;
• Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
• Создание необходимой развивающей среды;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--